По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Письмо УФНС России по Иркутской области от 28.05.2013 N 16-26/008358@ "Об ответах на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы"



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 28 мая 2013 г. № 16-26/008358@

ОБ ОТВЕТАХ НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ВОПРОСЫ

УФНС России по Иркутской области направляет сводную информацию по наиболее часто задаваемым налогоплательщиками вопросам. Материалы следует довести до налогоплательщиков, разместив в электронном виде на "гостевых" компьютерах в инспекциях, а также в оперзалах и (или) местах приема налогоплательщиков.

Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса
И.А.ЛИЗАНЕЦ





Приложение
к письму
УФНС России по Иркутской области
"Об ответах на наиболее часто задаваемые
налогоплательщиками вопросы"
от 28 мая 2013 года
№ 16-26/008358@

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

- Как получить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей через сайт?
- Электронный сервис "Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет" на сайте Управления ФНС России по Иркутской области www.r38.nalog.ru, позволяющий заинтересованным лицам получить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) в виде выписки ("электронной" либо на бумажном носителе) на основании запроса, направленного через Интернет, на данном этапе дает возможность получения выписок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями только самим о себе.
При этом для получения выписки из ЕГРИП индивидуальному предпринимателю необходимо иметь сертификат ключа подписи (СКП) (сертификат CryptoPro), выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров ФНС России. Сертификат ключа подписи выдается организациями, которые выпускают сертификаты ключей подписи для использования в информационных системах общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и являются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров, участником которой является ФНС России.
Также можно использовать сертификат ключа подписи, выданный для передачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи. Указанный сертификат используется для авторизации в режиме "Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет". Кроме того, при работе с сервисом используется защищенное соединение и авторизация пользователя по сертификату. Поэтому, чтобы воспользоваться данным Интернет-сервисом, необходимы следующие технические условия:
- операционная система - Microsoft Windows;
- Интернет-обозреватель - Microsoft Internet Explorer;
- возможность защищенного соединения с сервером с использованием алгоритмов ГОСТ 28147-89 и ГОСТ Р 34.10-2001;
- установленный сертификат ключа подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных УЦ ФНС России.
При соблюдении всех вышеперечисленных условий у налогоплательщика будет возможность направить запрос на получение выписки из ЕГРИП через Интернет, на основании которого запрошенные сведения будут предоставлены в указанном виде - электронном или бумажном, с последующей выдачей на руки или направлением по почте.

- Гражданин поменял адрес места жительства, нужно ли получать новое Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе?
- В соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно п. 35 "Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента", утвержденного Приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н, свидетельство, выданное налоговым органом физическому лицу, в случае изменения его места жительства замене не подлежит.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе подлежит замене на новое или признается недействительным в случаях, предусмотренных соответственно пп. 36 и 37 вышеуказанного Порядка.

- Гражданин фактически проживает в Улан-Удэ, прописан в Иркутской области. Можно ли в Улан-Удэ получить справку о том, что он не является индивидуальным предпринимателем?
- С 11 января 2011 сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), могут быть предоставлены заявителю в любом уполномоченном на предоставление таких сведений налоговом органе независимо от его территориальной принадлежности.
Сведения об индивидуальных предпринимателях, местом жительства которых не является территория, подведомственная данному налоговому органу, предоставляются из базы данных федерального уровня. При отсутствии запрашиваемых сведений в базе данных ЕГРИП федерального уровня или при невозможности определить конкретного индивидуального предпринимателя уполномоченный налоговый орган выдает справку об отсутствии запрашиваемой информации.

- Организация осуществляет деятельность по переработке лесоматериалов в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области. Является ли данный участок обособленным подразделением организации?
- В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Абзацем 2 п. 1 указанной статьи НК РФ предусмотрено, что организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Согласно абз. 1 и 3 п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации (форма № С-09-3-1 утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@).
Следует отметить, что за нарушение срока представления данного Сообщения п. 1 ст. 126 НК РФ и п. 1 ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены налоговые и административные санкции. Исходя из норм п. 2 ст. 11 НК РФ, под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
При наличии всех вышеперечисленных критериев у организации возникает обязанность, предусмотренная ст.ст. 23 и 83 НК РФ, в части представления Сообщений о создании обособленных подразделений и постановки на налоговый учет по месту нахождения такого обособленного подразделения.

- Организация осуществляет деятельность по строительству линий связи, работники будут направляться в командировку на срок более 1 месяца, работы ведутся путем постоянного продвижения, т.е. не на одном месте. Необходимо ли создавать обособленное подразделение организации в месте производства работ?
- Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В соответствии с арбитражной практикой под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. В постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.10.2010 № А75-430/2010 указывается, что для квалификации действий организации через обособленное подразделение необходимо установить наличие следующих обстоятельств: территориальную обособленность и факт выполнения трудовых обязанностей работниками организации в месте расположения обособленного подразделения.
Учитывая изложенное, если деятельность организации с использованием работников, находящихся в командировке, или вахтовым методом осуществляется вне места нахождения общества в срок, превышающий один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.
В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ). В частности, с учетом передвижного характера работ налоговым органом может быть принято решение о постановке организации на учет по первоначальному месту нахождения обособленного подразделения, без учета последующего изменения его места нахождения на территории одного субъекта Российской Федерации.

- Гражданин прописан в Иркутской области, но фактически проживает в Москве. Можно зарегистрироваться по месту фактического проживания в качестве индивидуального предпринимателя или открыть общество с ограниченной ответственностью?
- Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту жительства гражданина. Местом жительства гражданина в Российской Федерации согласно пп. "д" п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ считается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому он зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее - Правила). Согласно п. 18 Правил регистрация граждан по месту жительства производится путем соответствующей отметки в их паспортах. Согласно п. 12 Правил органы регистрационного учета граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, выдают свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Для регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в налоговый орган следует представить документы, определенные п. 1 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ, в частности, заявление о государственной регистрации по форме № Р21001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439. Порядок заполнения этой формы заявления приведен в Методических разъяснениях по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@. Согласно п. 7 раздела II данных Методических разъяснений при заполнении раздела 6 "Место жительства в Российской Федерации" заявления формы № Р21001 указывается регистрация по месту жительства, отраженная в виде отметки в паспорте гражданина. При отсутствии в паспорте гражданина отметки о регистрации по месту жительства данный раздел заполняется на основании документа, подтверждающего регистрацию физического лица по месту пребывания на территории Российской Федерации.
Таким образом, физическое лицо может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в г. Москве только в случае, если данный адрес является местом постоянной регистрации либо если у него отсутствует отметка в паспорте о постоянной регистрации на территории Российской Федерации, на основании документа, подтверждающего регистрацию физического лица по месту пребывания на территории г. Москвы.
В соответствии со ст. 9 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона № 129-ФЗ и п. 2 ст. 4 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Таким образом, регистрация общества с ограниченной ответственностью в г. Москве возможна в случае нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества по адресу, указанному в Заявлении по форме № Р11001 и Уставе общества и расположенному на территории г. Москвы.
При этом в пп. "а" ст. 12 Закона № 129-ФЗ указано, что сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации учредительных документах, иных документах, в заявлении о государственной регистрации должны быть достоверны и подтверждены подписью заявителя, заверенной в нотариальном порядке.

- Гражданин в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован в г. Иркутске, но фактически проживает в Москве. Как можно сняться с учета в качестве индивидуального предпринимателя, учитывая, что возможности приехать в г. Иркутск нет, доверенного лица также нет?
- Для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в г. Иркутске необходимо представить в регистрирующий орган по адресу регистрации - в МИ ФНС России № 17 по Иркутской области (664007, Иркутск г., ул. Советская, д. 55) следующие документы:
- подписанное заявление о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р26001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439;
- документ об уплате государственной пошлины в размере 160 рублей;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". При этом указанный документ может быть представлен по желанию. В случае непредставления он (содержащиеся в нем сведения) будет представлен по межведомственному запросу инспекции соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме.
При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Данная процедура не требуется в случае, если указанные выше документы представлены в регистрирующий орган лично и одновременно предъявлен документ, удостоверяющий личность.
Документы также могут быть направлены в регистрирующий орган:
- почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;
- в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для граждан, не имеющих электронной подписи, в настоящее время существует возможность направить документы для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в электронном виде, обратившись к нотариусу, предоставляющему соответствующие услуги.
Список нотариусов, участвующих в реализации проекта "Электронная регистрация", размещен на сайте Федеральной налоговой службы по адресу в сети "Интернет": www.nalog.ru.

- Возможно ли по религиозным соображениям не присваивать ИНН, а если он есть, то аннулировать?
- В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН). Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 № 287-О установлено: основания утверждать, что абз. 1 п. 7 ст. 84 НК РФ (а именно: каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика) нарушает свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции Российской Федерации) отсутствуют.
Проводимая налоговыми органами работа по учету налогоплательщиков - физических лиц с применением ИНН не нарушает прав человека и гражданина и религиозных чувств верующих. Она осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации согласно Налоговому кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним нормативным актам в целях признания, соблюдения и защиты прав граждан.
Присвоение гражданину ИНН по своей сути не является вторжением в частную жизнь гражданина. Идентификационный номер налогоплательщика не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.
Применение ИНН в документах вместо персональных данных физического лица не предусматривает замену имени номером, так как фамилия, имя и отчество присутствуют во всех документах. Этот номер не может заменить человеку его имя, данное при рождении (крещении). ИНН подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, согласно п. 7 ст. 84 НК РФ вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ.
К тому же НК РФ не препятствует изменению идентификационного номера в случаях, когда такая необходимость продиктована религиозными убеждениями налогоплательщика.
Вместе с тем согласно п. 16, пп. 2 и п. 20 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденных Приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@, ИНН физического лица признается недействительным в случаях:
- внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации;
- обнаружения у физического лица более одного ИНН;
- смерти физического лица.
Учитывая изложенное, выполнить просьбу о признании ИНН недействительным по религиозным убеждениям не представляется возможным, так как указанные действия с ИНН не предусмотрены законодательством о налогах и сборах.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

- Муж и жена приобрели квартиру в 2008 г. и оформили ее в общую долевую собственность - по 1/2 на каждого. Муж начал получать имущественный налоговый вычет за 2009 - 2010 гг., но до конца не получил в связи со смертью. Вправе ли жена получить имущественный налоговый вычет на себя, по процентам по ипотечному кредиту и остаток вычета за мужа?
- Положениями п. 1 ст. 9 НК РФ определено, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются физические лица, признаваемые налогоплательщиками. Налогоплательщики согласно пп. 3 и 5 п. 1 ст. 21 НК РФ имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, а также право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов. Обязанность по уплате налога в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ прекращается со смертью налогоплательщика. При этом с учетом положений пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ речь идет об обязанности уплатить законно установленные налоги, то есть при наличии в том числе законодательно определенной налоговой базы по конкретному налогу.
По налогу на доходы физических лиц налоговая база определяется в том числе с учетом имущественных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 220 НК РФ. Таким образом, законодательство о налогах и сборах четко указывает на права и обязанности исключительно самого налогоплательщика - физического лица, не передавая и не возлагая их на его правопреемников, в том числе наследников, за исключением задолженности по имущественным налогам.
На основании положений пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при приобретении жилья в общую долевую собственность размер вычета распределяется между совладельцами имущества в соответствии с их долями, и, следовательно, каждый из совладельцев имущества может воспользоваться имущественным налоговым вычетом, только исходя из своей доли в указанном имуществе. Сумма расходов на уплату процентов по ипотечному кредиту, учитываемая в составе имущественного налогового вычета, распределяется в той же пропорции, что и установленная в пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ предельная сумма имущественного налогового вычета, то есть пропорционально доле в праве собственности на квартиру. Возможность применения иного порядка получения имущественного налогового вычета, включая передачу права на данный вычет другому супругу при приобретении квартиры в общую долевую собственность, ст. 220 НК РФ не предусмотрена.
Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена передача одному из супругов права другого супруга на имущественный налоговый вычет, в том числе в случае его смерти, оснований для получения остатка вычета, заявленного одним супругом, а также вычета в сумме процентов по кредиту, пропорциональной доле в праве собственности супруга, в данном случае не имеется.

- Работающий пенсионер в 2012 г. приобрел квартиру. Каким образом можно заявить имущественный налоговый вычет по покупке квартиры, если в 2013 г. пенсионер, возможно, работать не будет?
- В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 2000000 руб., в частности, на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Согласно абз. 28 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Поскольку физическое лицо имеет доходы, облагаемые по ставке 13 процентов, то в 2013 г. и 2014 г. при представлении налоговых деклараций оно вправе получить имущественный налоговый вычет по доходам за 2012 г. и 2013 г. соответственно.
В соответствии с абз. 29 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае отсутствия у них доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех.
При обращении налогоплательщика по окончании налогового периода за переносом в соответствии с абз. 29 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ остатка имущественного налогового вычета, образовавшегося в этом налоговом периоде, на предшествующие налоговые периоды трехгодичный срок для возврата излишне уплаченного налога отсчитывается, начиная с налогового периода, непосредственно предшествующего налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественного налогового вычета.
При этом, учитывая положения ст. 78 НК РФ, если за переносом остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды налогоплательщик обращается не в налоговом периоде, непосредственно следующем за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета, а в последующие налоговые периоды, количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен вышеуказанный остаток, соответственно уменьшается.
Таким образом, при представлении налоговой декларации в 2014 г. данный налоговый период будет являться налоговым периодом, непосредственно следующим за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета (2013 г.), и неиспользованный остаток имущественного налогового вычета может быть перенесен на 2012, 2011 и 2010 гг.

- Какие льготы установлены по уплате налога на доходы физических лиц для лиц, имеющих троих и более детей?
- Такая льгота действующим законодательством не предусмотрена. Вместе с тем, приоритетом налоговой политики является предоставление мер налоговой поддержки физическим лицам, на обеспечении которых находятся дети, в том числе многодетным семьям. Так, ст. 218 НК РФ установлено, что при определении суммы дохода, подлежащей налогообложению по ставке 13%, налогоплательщик, имеющий детей, имеет право на получение следующего стандартного налогового вычета:
1) с 1 января по 31 декабря 2011 г. включительно:
- 1000 рублей - на первого ребенка;
- 1000 рублей - на второго ребенка;
- 3000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
- 3000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;
2) с 1 января 2012 г.:
- 1400 рублей - на первого ребенка;
- 1400 рублей - на второго ребенка;
- 3000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
- 3000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю.
Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак. Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета. Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280000 рублей.
Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОСЫ
ОФОРМЛЕНИЯ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НДС
(СЧЕТОВ-ФАКТУР, ТТН И Т.Д.)

- Организация заключила договор с иностранной компанией на оказание информационных услуг о дислокации вагонов через сеть "Интернет". Иностранная компания не состоит на учете в российских налоговых органах, не имеет представительства на территории Российской Федерации. Будет ли организация являться налоговым агентом в части уплаты НДС на территории Российской Федерации?
- В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Нормы пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ применимы при оказании услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, а также при оказании консультационных, бухгалтерских услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом к услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, доступ к информации - возможность получения информации и ее использования, предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Учитывая изложенное, предоставление информации о дислокации вагонов с использованием сети "Интернет" является информационной услугой, оказываемой организацией-нерезидентом российской организации, местом реализации которой признается территория Российской Федерации, и, соответственно, данная услуга подлежит налогообложению НДС.
В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
При этом налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика - иностранного лица - и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
Применение НДС при выполнении работ (оказании услуг) хозяйствующими субъектами Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол). Поэтому при заключении с резидентами Республики Казахстан договоров на выполнение работ и оказание услуг российским налогоплательщикам следует руководствоваться вышеуказанными документами.
Согласно ст. 2 Протокола взимание НДС при оказании услуг производится в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства.
На основании абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола налогообложение услуг по обработке информации производится по месту регистрации заказчика, так как место реализации таких услуг определяется по месту нахождения заказчика.
При этом для целей Протокола под услугами по обработке информации понимаются услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации (ст. 1 Протокола).
Таким образом, местом реализации услуг по предоставлению информации о дислокации вагонов, оказываемых организацией-резидентом Республики Казахстан российской организации, признается территория Российской Федерации, и такие услуги подлежат налогообложению НДС в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим российская организация, приобретающая поименованные услуги, также является налоговым агентом, вследствие чего на основании ст.ст. 161, 164 НК РФ обязана исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации НДС по таким операциям по ставке 18 процентов.

- Организация арендует помещение у областного государственного казенного учреждения. Арендная плата вносится на счет учреждения в полном объеме с НДС. Будет ли организация являться налоговым агентом по НДС?
- Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектами обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели. При этом п. 1 ст. 24 НК РФ предусмотрено, что обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации могут быть возложены на лиц, признаваемых налоговыми агентами.
Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами определены ст. 161 НК РФ. Так, в соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Федеральным законом от 21.11.2011 № 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ, ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в ст. 161 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми из абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ исключены слова "и казенными учреждениями". Данные изменения вступили в силу с 01.01.2012.
Учитывая изложенное, налогоплательщик, арендующий имущество у казенного учреждения, не является налоговым агентом по НДС.
Кроме того, в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не является объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Особенности правового положения казенных учреждений определены ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ). Так, согласно п. 1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Пунктом 10 ст. 161 БК РФ установлено, что субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
Таким образом, пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями без каких-либо дополнительных условий.
Следовательно, все выполненные казенным учреждением работы (оказанные услуги), в том числе услуги по предоставлению в аренду имущества субъекта Российской Федерации, с 01.01.2012 не являются объектом налогообложения по НДС.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

- Организация заключила договор аренды на срок менее года с условием пролонгации на тот же срок без государственной регистрации договора с физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Вправе ли организация, применяющая общую систему налогообложения, учитывать расходы на аренду помещения при исчислении налога на прибыль?
- В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов учитываются арендные платежи за арендуемое имущество. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом на основании п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Следует отметить, что согласно пп. 1 и 2 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо, не зарегистрированное в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, получило доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, поскольку такие организации являются налоговыми агентами.
Исходя из изложенного, организацией расходы по аренде нежилого помещения у физического лица на срок менее одного года учитываются при налогообложении прибыли без государственной регистрации договора аренды независимо от количества его пролонгаций (заключения новых договоров аренды) на срок менее 1 года. При этом такие расходы согласно п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Кроме того, при выплате физическому лицу доходов организации должны исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном ст. 226 НК РФ, а также по представлению в налоговый орган по месту своего учета в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ сведений о доходах физического лица и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

- Гражданин продал имущество в 2011 году. При этом в 2012 году налоговые органы направили ему уведомление на уплату налогов по проданным объектам. Правомерно ли это?
- Право устанавливать срок уплаты транспортного налога предоставлено субъекту Российской Федерации, а земельного налога - органам местного самоуправления. При этом в соответствии с п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397 НК РФ сроки уплаты транспортного и земельного налогов для налогоплательщиков - физических лиц не могут быть установлены ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок уплаты налога на имущество физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с п. 9 ст. 5 которого уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Таким образом, налоговые органы производят исчисление и предъявление к уплате имущественных налогов в текущем году за предшествующий налоговый период. Например, в 2012 году налоговые органы исчисляли имущественные налоги за 2011 год, в котором гражданин еще являлся определенное количество месяцев плательщиком налога.
В налоговом уведомлении, утвержденном Приказом ФНС России от 05.10.2010 № ММВ-7-11/479@, содержится информация о количестве месяцев, за которые производится расчет налога.
В случае продажи объекта недвижимости налог на имущество физических лиц будет рассчитан без учета месяца, в котором было произведено отчуждение объекта. В случае продажи транспортного средства транспортный налог будет рассчитан с учетом месяца, в котором произошло снятие с учета транспортное средство в регистрирующих органах. В случае продажи земельного участка земельный налог будет рассчитан с учетом месяца, в котором произошло отчуждение земельного участка, если оно произошло после 15-го числа, и без учета месяца отчуждения, если оно произошло до 15-го числа.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

- В собственности организации есть несколько транспортных средств, которые зарегистрированы в разных муниципальных образованиях Иркутской области. Возможно ли представлять единую декларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту учета организации?
- Согласно статье 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Вместе с тем, п. 5.1 Приложения № 3 к Приказу ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения" определено, что в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление транспортного налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, одна Декларация может заполняться в отношении общей суммы транспортного налога в отношении всех транспортных средств, местом нахождения которых является территория субъекта Российской Федерации, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении декларации указывается код ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.
Законами Иркутской области от 23.07.2008 № 56-оз "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты" и от 11.12.2012 № 139-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" распределение транспортного налога в бюджеты муниципальных образований не предусмотрено. Таким образом, на основании пункта 1 статьи 56 Бюджетного кодекса транспортный налог зачисляется полностью в областной бюджет.
Следовательно, организация может исчислять общую сумму налога и авансовых платежей транспортного налога и предоставлять единую налоговую декларацию в отношении транспортных средств, зарегистрированных на территории Иркутской области.

ВОПРОСЫ УПЛАТЫ, ЗАЧЕТА, ВОЗВРАТА НАЛОГОВ

- По итогам выездной налоговой проверки организации доначислена значительная сумма, которую она не может уплатить в установленный срок. Каким образом получить отсрочку по уплате доначисленных платежей?
- В соответствии со ст. 64 НК РФ рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных указанной статьей, на срок, не превышающий один год. На основании п. 5 ст. 64 НК РФ заявление о предоставлении рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 НК РФ.
Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении рассрочки, определен гл. 9 НК РФ и изданным в соответствии с ней Порядком изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным Приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ (далее - Порядок).
Образцы заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки, обязательства о соблюдении лицом условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, приведены в приложениях № 1 - 2 Порядка.
Кроме того, п. 5 ст. 61 НК РФ установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению уполномоченных органов обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ либо поручительством в соответствии со ст. 74 НК РФ. При этом безусловное право выбора формы обеспечения изменения сроков уплаты налогов и сборов (залог или поручительство) предоставлено налоговому органу.
Учитывая изложенное, для рассмотрения вопроса о предоставлении рассрочки, организации необходимо представить предусмотренный вышеуказанными нормативными правовыми актами комплект документов в Управление ФНС России по Иркутской области, в том числе документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 НК РФ.

ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

- Между участниками группы компаний, которые являются между собой взаимозависимыми лицами, осуществляются встречные поставки товаров, работ и услуг. В каком порядке для каждого взаимозависимого лица следует определять суммовой критерий, установленный пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, с учетом требований п. 9 ст. 105.14 НК РФ для признания сделки контролируемой?
- В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей НК РФ), а также сделки, приравненные к ним. Согласно п. 9 ст. 105.14 НК РФ для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленного гл. 25 НК РФ.
Для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом, т.е. для расчета финансовых порогов по контролируемым сделкам учитываются все сделки за год между двумя налогоплательщиками, даже в случае, если в одной сделке данный плательщик выступает продавцом, а в другой - покупателем.
При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 10 ст. 105.14 НК РФ по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.
Таким образом, возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

- В собственности организации зарегистрированы земельные участки, которые находятся в разных муниципальных образованиях. Нужно ли вставать на учет по месту нахождения каждого земельного участка?
- В соответствии со ст. 398 НК РФ налогоплательщики в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу определен Приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения". Согласно данному Приказу в верхнем поле каждой страницы налоговой декларации по земельному налогу указывается КПП, присвоенный организации тем налоговым органом, в который представляется соответствующая форма налоговой отчетности по земельному налогу.
Пунктом 3.2 Приложения № 3 к Приказу определено, что в формах налоговой отчетности по земельному налогу, представляемых в отношении земельного участка, местонахождение которого совпадает с местонахождением организации, должен указываться КПП согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе.
При представлении налоговой отчетности по земельному налогу в отношении земельного участка, расположенного по месту нахождения обособленного подразделения организации, указывается КПП согласно уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения.

ВОДНЫЙ НАЛОГ

- Организация осуществляет водопользование на территории нескольких муниципальных образований в пределах Иркутской области. Можно ли представлять единую декларацию по водному налогу в налоговый орган по месту учета организации?
- В соответствии со ст. 333.14 НК РФ водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения, то есть по месту осуществления водопользования, признаваемого объектом налогообложения. Согласно статье 333.15 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган также по местонахождению объекта налогообложения (по месту водопользования). При этом главой 25.2 НК РФ не установлено, каким уровнем административно-территориального деления определяется местонахождение объекта налогообложения водным налогом.
В соответствии со статьей 13 НК РФ водный налог относится к федеральным налогам и в соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ полностью (по нормативу 100 процентов) зачисляется в доход федерального бюджета, то есть не является источником формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и, соответственно, бюджетов муниципальных образований.
С учетом изложенного представляется допустимым под местонахождением объекта налогообложения (местом осуществления водопользования) понимать территорию субъекта Российской Федерации.
В этой связи представление организацией единой налоговой декларации по водному налогу в части водопользования, осуществляемого на территории нескольких муниципальных образований в пределах Иркутской области, возможно в налоговый орган по месту нахождения организации.


------------------------------------------------------------------