Решение Иркутского УФАС России от 15.07.2013 N 566 <О признании обоснованной жалобы организации на действия организатора открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории Мегетского муниципального образования, в связи с необоснованным отказом в допуске организации к участию в открытом конкурсе>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. № 566
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 11 июля 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2013 г.
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу на действия организатора конкурса - администрацию Мегетского муниципального образования в связи с необоснованным отказом в допуске к участию в открытом конкурсе по отбору управляющей организации,
установила:
В Управление ФАС по Иркутской области поступила жалоба ООО "В" на действия организатора торгов - открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории Мегетского муниципального образования, - администрации Мегетского муниципального образования.
По мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны организатора открытого конкурса выразилось в неправомерном отказе в допуске к участию в торгах.
В соответствии с положениями статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении торгов, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При этом действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее по тексту - Порядок).
Согласно представленным документам было установлено, что на основании постановления главы администрации Мегетского муниципального образования от 06.05.2013 № 112 "О проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами" на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" <...> было размещено извещение № 140513/0162931/01 о проведении администрацией Мегетского муниципального образования открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Из извещения следует, что всего на открытом конкурсе было выставлено 6 лотов:
лот № 1:
адрес многоквартирного дома: <...>;
лот № 2:
адрес многоквартирного дома: <...>;
лот № 3:
адрес многоквартирного дома: <...>;
лот № 4:
1) адрес многоквартирного дома: <...>;
2) адрес многоквартирного дома: <...>;
3) адрес многоквартирного дома: <...>;
лот № 5:
1) адрес многоквартирного дома: <...>;
2) адрес многоквартирного дома: <...>;
лот № 6:
1) адрес многоквартирного дома: <...>;
2) адрес многоквартирного дома: <...>;
3) адрес многоквартирного дома: <...>.
Датой вскрытия конвертов с заявками установлено 17.06.2013 10 часов 00 минут.
В соответствии с протоколами вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 17.06.2013 следует, что податель жалобы - ООО "В" подал заявки на участие в конкурсе по всем 6 лотам.
Из протоколов рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 24.06.2013 следует, что ООО "В" не допущено к участию в конкурсе в связи с тем, что в составе заявки на участие в конкурсе отсутствует обязательный документ - копия утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
В соответствии с п. 18 Правил, утвержденных постановлением № 75, основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:
1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
В соответствии с пп. 2 п. 53 заявка на участие в конкурсе включает в себя:
копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
На основании изложенного ООО "В" было отказано в допуске к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 6 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии (далее - жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:
1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются;
2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы;
5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
Частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции регламентировано, что жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
Вместе с тем в жалобе ООО "В" отсутствуют указания на то, что информация о проводимом конкурсе размещена на официальном сайте торгов <...>.
Однако антимонопольный орган считает, что указанный факт не может быть основанием для возврата жалобы заявителю, поскольку пунктом 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства № 75, установлено, что информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу <...>.
То есть указанными Правилами определен единственный официальный сайт для размещения информации о проводимых конкурсах по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Из текста жалобы ООО "В" следует, что заявитель при подаче жалобы руководствовался ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005.
В свою очередь ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривает, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Однако ООО "В" 11.07.2013 представило уточнение к жалобе от 02.07.2013, из которого следует, что жалоба подана исходя из положений части 2 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного Комиссия Управления ФАС по Иркутской области считает, что жалоба ООО "В" подана с соблюдением положений статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
При рассмотрении жалобы по существу Комиссией Иркутского УФАС установлено следующее.
С 1 января 2013 г. в силу вступил ФЗ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 указанного Закона бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пункт 1 части 1 статьи 2 ФЗ № 402-ФЗ регламентирует, что действие настоящего Федерального закона распространяется, в том числе, на коммерческие и некоммерческие организации.
Статья 6 Закона о бухгалтерском учете указывает, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Частью 1 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете установлено, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
По мнению Комиссии Иркутского УФАС, из указанных норм следует, что последним отчетным периодом, за который должен был быть представлен бухгалтерский баланс, это 31.12.2012.
Однако до вступления в силу ФЗ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ действовал ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", из положений которого следовало, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Таким образом, до 01.01.2013 у ООО "В" как у хозяйствующего субъекта, который применяет упрощенную систему налогообложения, отсутствовала обязанность вести бухгалтерский учет, в том числе путем составления бухгалтерского баланса.
На основании изложенного ООО "В" на момент объявления администрацией Мегетского муниципального образования конкурса по отбору управляющей организации объективно не мог представить истребуемый в соответствии с конкурсной документацией бухгалтерский баланс на последний отчетный период.
Кроме того, Министерство регионального развития Российской Федерации в письме № 33144-МС/14 от 09.10.2009 разъяснило, что при подаче документов для участия в конкурсе организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, следует представлять налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системой налогообложения, за последний отчетный период, а также копию свидетельства о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ООО "В" была представлена в составе заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
В связи с чем Комиссия Иркутского УФАС считает, что при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами организатором конкурса - администрацией Мегетского муниципального образования было неправомерно отказано ООО "В" в допуске к участию в открытом конкурсе.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23, п. 4.2 ч. 1 ст. 23, п. 20 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "В" на действия организатора торгов - открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории Мегетского муниципального образования, - администрации Мегетского муниципального образования в связи с необоснованным отказом в допуске ООО "В" к участию в открытом конкурсе (извещение № 140513/0162931/01 от 14.05.2013) обоснованной.
2. Выдать организатору открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами - администрации Мегетского муниципального образования предписание об отмене протоколов рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение № 140513/0162931/01 от 14.05.2013) от 24.06.2013, а также протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации (извещение № 140513/0162931/01 от 14.05.2013) для управления многоквартирными домами от 17.06.2013.
3. Копию решения и предписания направить организатору конкурса - администрации Мегетского муниципального образования, копию решения направить конкурсной комиссии.
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 15 июля 2013 г. № 156
(извлечение)
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения № 566 от 15 июля 2013 г. о признании жалобы ООО "В" обоснованной (ч. 20 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ)
предписывает:
1. Организатору открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории Мегетского муниципального образования (извещение № 140513/0162931/01 от 14.05.2013) - администрации Мегетского муниципального образования отменить протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение № 140513/0162931/01 от 14.05.2013) от 24.06.2013, а также протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение № 140513/0162931/01 от 14.05.2013) от 17.06.2013.
2. Предписание подлежит исполнению в срок до ___________ 2013 г.
3. По результатам исполнения предписания № 156 от 15 июля 2013 г. администрации Мегетского муниципального образования представить в Управление ФАС по Иркутской области информацию с приложением соответствующих документов, подтверждающих исполнение предписания в срок не позднее ___________ 2013 г.
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
------------------------------------------------------------------