По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Иркутского УФАС России от 12.07.2013 N 559 <О признании ненадлежащей рекламы, распространенной посредством использования телефонной связи, без предварительного согласия абонента, в связи с тем, что не допускается распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. № 559

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе,
рассмотрев дело № 445 от 17.04.2013, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения 12.02.2013 посредством использования телефонной связи без предварительного согласия абонента А.И. рекламы следующего содержания: "Раннее бронирование туров на лето из Иркутска по спец. цене: Турция, Кипр, Греция, Египет, Испания. Суперцена на тур о. Пхукет, вылет 25.02 на 11 ночей от 32000 руб. Тел.",
в отсутствие представителя:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ИП Е.Г. - надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела,
в отсутствие представителя, заинтересованного лица:
ЗАО "Б" (664005, <...>_ - удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ЗАО "Б",
в отсутствие заявителя:
гр-на А.И. - надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление от гр-на А.И. (вх. № 2506 от 12.03.2013) о распространении рекламы посредством использования телефонной связи без предварительного согласия абонента, нарушающей требования ФЗ "О рекламе"
В указанном заявлении гр-н А.И. указал, что 12.02.2013 на его абонентский номер от абонента "Sun Tour" поступило СМС-сообщение рекламного характера следующего содержания: "Раннее бронирование туров на лето из Иркутска по спец. цене: Турция, Кипр, Греция, Египет, Испания. Суперцена на тур о. Пхукет, вылет 25.02 на 11 ночей от 32000 руб. Тел.". При этом своего согласия на получение данных рекламных сообщений по средствам связи он не давал.
2 июня 2012 г. между ЗАО "Б" и гр-ном А.И. заключен договор № 109634 на предоставление услуг связи.
Согласно предмету данного договора "Б" предоставляет абоненту услуги подвижной радиотелефонной связи и/или иные сопряженные с ними услуги, оказываемые "Б" непосредственно и/или с привлечением третьих лиц (сервисное, информационно-справочное обслуживание, телематические услуги связи, услуги связи по передаче данных, услуги местной телефонной связи с предоставлением дополнительного номера и др.), в дальнейшем именуемые "Услуги связи", в соответствии с перечнем и объемом, выбранными абонентом и изложенными в настоящем договоре, а абонент обязуется производить оплату услуг связи в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с представленным приложением к договору № 109634 на предоставление услуг связи от 02.06.2012 установлено, что гр-н А.И. является абонентом номера <...>.
Согласно представленной детализации разговоров за период с 12.02.2013 00:00:00 по 13.02.2013 00:00:00 установлено, что с абонентского номера 12.02.2013 в 11:36:11 на абонентский номер поступило СМС-сообщение.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования в данной рекламе является агентство путешествий "Sun Tour" и предоставляемые им услуги.
Согласно части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Поскольку заявитель предварительного согласия на распространение рекламы посредством использования телефонной связи не давал, указанная реклама содержит признаки нарушения части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
В связи с тем, что в указанной рекламе содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе и для выяснения вопроса о том, кто является рекламораспространителем данной рекламы, Иркутским УФАС России по указанному в рекламе номеру телефона и номеру телефона отправителя был направлен запрос в сотовую компанию.
29.03.2013 в Иркутское УФАС России из ЗАО "Б" поступил ответ на запрос, согласно которому владельцем номера является гр-ка Е.Г., владельцем номера является ИП.
В связи с тем, что указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе", Иркутским УФАС России 17.04.2013 возбуждено дело № 445.

Порядок возбуждения и рассмотрения данной категории дел определен Правилами рассмотрения антимонопольным органом ***, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006 (далее - Правила).
Определением № 445 от 17.04.2013 рассмотрение дела о нарушении рекламного законодательства назначено на 13.05.2013 в 11 часов 00 минут.
К участию в рассмотрении дела привлечены: ИП Е.Г., ЗАО "Б", гр-н А.И.
От ЗАО "Б" на рассмотрение дела явился представитель по доверенности б/н от 20.07.2012 Е.Н., который представил следующие документы: счет № 21842933/176688895 за период с 01.12.2012 по 31.12.2012, счет № 21842933/179413955 за период с 01.01.2013 по 31.01.2013, счет № 21842933/182880791 за период с 01.02.2013 по 28.02.2013.
До рассмотрения дела по существу установлено, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие своевременное извещение ИП Е.Г. и гр-на А.И. о дате и времени рассмотрения дела.
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила).
Согласно пункту 34 Правил рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения в случае неявки на рассмотрение дела в антимонопольный орган лиц, участвующих в деле, если антимонопольный орган примет решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствие данных лиц.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Комиссией Иркутского УФАС России принято решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Иркутского УФАС России в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 445 от 17.04.2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с абз. 4 п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила рассмотрение дела отложить.
Определением № 607 от 13.05.2013 рассмотрение дела о нарушении рекламного законодательства отложено на 13.06.2013 в 16 часов 00 минут.
К участию в рассмотрении дела привлечены: ИП Е.Г., ЗАО "Б", гр-н А.И.
До рассмотрения дела по существу установлено, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие своевременное извещение ИП Е.Г. и гр-на А.И. о дате и времени рассмотрения дела.
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила).
Согласно пункту 34 Правил рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения в случае неявки на рассмотрение дела в антимонопольный орган лиц, участвующих в деле, если антимонопольный орган примет решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствие данных лиц.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Комиссией Иркутского УФАС России принято решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Иркутского УФАС России в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 445 от 17.04.2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с абз. 4 п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила рассмотрение дела отложить.
Определением № 833 от 13.06.2013 рассмотрение дела о нарушении рекламного законодательства отложено на 12.07.2013 в 15 часов 00 минут.
К участию в рассмотрении дела привлечены: ИП Е.Г., ЗАО "Б", гр-н А.И.
От ЗАО "Б" в Иркутское УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Данное ходатайство Комиссией рассмотрено, удовлетворено и приобщено к материалам дела.
26.06.2013 от ИП Е.Г. в Иркутское УФАС России поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела № 445 от 17.04.2013 с 12.07.2013 на другой день в связи с возможным ее отсутствием при задержке рейса Бангкок - Иркутск 12.07.2013.
Данное ходатайство Комиссией рассмотрено, приобщено к материалам дела, но оставлено без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации № 711/12 от 23 ноября 2012 г., и Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006, дело по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматривается Комиссией в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению, в исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на два месяца. Рассматриваемое дело было возбуждено 17 апреля 2013 г. В связи с отсутствием в материалах дела доказательств уведомления лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, дело № 445 от 17.04.2013 было отложено дважды, срок рассмотрения дела был продлен до 13 июля 2013 г. В день рассмотрения дела - 12 июля 2013 г. у Комиссии имеются данные о надлежащем уведомлении лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того, в материалах дела на момент его рассмотрения - 12 июля 2013 г. имеются все необходимые документы для принятия решения по делу. Кроме того, согласно уведомлению о вручении телеграммы ИП Е.Г. уведомлена о дате и времени рассмотрения дела 23.06.2013, таким образом у ИП Е.Г. было достаточное количество времени для того, чтобы направить представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью.
На основании изложенного Комиссия отказывает в удовлетворении указанного ходатайства.
На основании представленных документов Комиссией установлено следующее.
На основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 38 № 001316592 ЗАО "Б" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером <...> от 17 октября 2002 г.
В соответствии с п. 4.2 устава ЗАО "Б" осуществляет в числе прочих следующие виды деятельности:
- оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, местных, междугородних и международных услуг связи всех видов на территории РФ с использованием наземных, радио- и спутниковых каналов связи и других средств связи;
- предоставление маркетинговых, рекламных, консультационных, экспертных и посреднических услуг.
06.12.2012 ЗАО "Б" (далее - Исполнитель) и ИП Е.Г. (далее - Заказчик) заключили договор возмездного оказания услуг б/н.
В соответствии с предметом указанного договора установлено, что Исполнитель обязуется предоставлять Заказчику возможность рассылки SMS рекламного содержания клиентам Заказчика, являющимися абонентами операторов подвижной связи, предоставляющих услуги на территории Иркутской области, а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги. Рекламораспространителем по данному договору в отношении лиц, получающих рекламные SMS, является Заказчик.
Согласно п. 2.1.1. данного договора Заказчик гарантирует, что от всех клиентов, которым будет направляться рассылка, получены согласия на получение SMS рекламного содержания в соответствии со ст. 18 ФЗ "О рекламе".
На основании письма от 06.12.2012, направленного ИП Е.Г. ЗАО "Б", установлено, что ИП Е.Г. просит внести в систему рассылки сообщений услуги "Мобильный Офис. Сообщения. Рекламные" список лиц (письменный или в электронном виде в формате Microsoft Excel), получающих рекламные SMS. ИП Е.Г. гарантирует, что от всех клиентов, которым будет направляться рассылка, получены согласия на получение SMS рекламного содержания в соответствии со ст. 18 ФЗ "О рекламе". ИП Е.Г. гарантирует, что рекламные сообщения по своему содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о рекламе. Назначить SMS-Nick "Sun Tour".
Из представленного счета № 21842933/182880791 установлено, что ИП Е.Г. - владелец абонентских номеров и произвела оплату за услуги предприятия связи ЗАО "Б" за период с 01.02.2013 по 28.02.2013 в размере 705 рублей 69 копеек.
Кроме того, согласно вышеуказанному счету установлено, что для SMS-рассылки абонентскому номеру присвоен абонентский номер, которому присвоен SMS-Nick "Sun Tour".
На основании представленного договора на предоставление услуг связи № 2708176 от 25.08.2009 установлено, что ИП Е.Г. является абонентом ЗАО "Б" с абонентскими номерами <...> и <...>.
Согласно представленной гр-ном А.И. фотографии с мобильного телефона и детализации разговоров за период с 12.02.2013 00:00:00 по 13.02.2013 00:00:00 установлено, что 12.02.2013 в 11:36:11 на абонентский номер поступило SMS-сообщение, отправителем которого является абонент под SMS-Nickom "Sun Tour". Комиссией установлено, что SMS-сообщение содержит рекламу следующего содержания: "Раннее бронирование туров на лето из Иркутска по спец. цене: Турция, Кипр, Греция, Египет, Испания. Суперцена на тур о. Пхукет, вылет 25.02 на 11 ночей от 32000 руб. Тел.".
На основании представленных письменных пояснений и документов Комиссия приходит к выводу о том, что 12.02.2013 посредством использования телефонной связи ИП Е.Г. была осуществлена рассылка SMS-сообщений рекламного характера без предварительного согласия абонента А.И. на абонентский номер последнего.
Согласно части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с ч. 7 ст.ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ ответственность за нарушение ст. 18 несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из представленных документов и письменных пояснений установлено, что рекламораспространителем указанной рекламы является ИП Е.Г.
Следовательно, действия ИП Е.Г. нарушают требования ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе", так как не допускается распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
В связи с отсутствием доказательств прекращения нарушения Комиссия пришла к выводу о целесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения требований ФЗ "О рекламе".
На основании части 1 пункта 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Е.Г. следующего содержания: "Раннее бронирование туров на лето из Иркутска по спец. цене: Турция, Кипр, Греция, Египет, Испания. Суперцена на тур о. Пхукет, вылет 25.02 на 11 ночей от 32000 руб. Тел.", распространенную 12.02.2013 посредством использования телефонной связи, без предварительного согласия абонента А.И. в связи с нарушением ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О рекламе", а именно в связи с тем, что не допускается распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
2. ИП Е.Г. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 3-х месяцев со дня его принятия.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 июля 2013 г. № 155

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе:
на основании своего решения № 559 от 12.07.2013 по делу № 445 от 17.04.2013 о признании ненадлежащей рекламы ИП К., распространенной 12.02.2013 посредством использования телефонной связи без предварительного согласия абонента Б., в связи с нарушением ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О рекламе", а именно в связи с тем, что не допускается распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

предписывает:

1. ИП К. в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, а именно: прекратить распространение рекламы ИП К. посредством смс-сообщений на абонентский номер <...>.
2. ИП К. представить в Иркутское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в двухдневный срок после его исполнения.
Неисполнение предписания УФАС по Иркутской области влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------