По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.08.2013 по делу N А19-6165/2013 <О признании недействующим подпункта 1, подпункта 2 пункта 2.10 Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 31.12.2010 N 031-06-3292/10, в части согласования размещения помещений для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп с комитетами по управлению округами администрации г. Иркутска и управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2013 г. по делу № А19-6165/2013

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 2 августа 2013 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе: председательствующего Сураевой О.П., судей Мусихиной Т.Ю., Поздняковой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н.,
при участии в деле прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества <...> о признании недействующим подпункта 1, подпункта 2 в части: "Размещение помещений для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп согласовывается с комитетами по управлению округами администрации г. Иркутска и управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области" пункта 2.10 Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 31.12.2010 № 031-06-3292/10,
третьи лица: <...>, Комитет <П>, Комитет <Л>, Комитет <О>, Комитет <С>, при участии в судебном заседании:
от Заявителя: представителя по доверенности С.Ю., паспорт,
от администрации г. Иркутска: представителя по доверенности А.А., паспорт,
от Комитета <О>: представителя по доверенности С.В., паспорт,
от Комитета <С>: представителя по доверенности П.Н., паспорт,
от прокуратуры: П.И., удостоверение,

установил:

Открытое акционерное общество <...> обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействующим подпункта 1, подпункта 2 в части: "Размещение помещений для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп согласовывается с комитетами по управлению округами администрации г. Иркутска и управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области" пункта 2.10 Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 31.12.2010 № 031-06-3292/10,
Определениями от 7 июня 2013 г. и от 03.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены <...>, Комитет <П>, Комитет <Л>, Комитет <О>, Комитет <С>.
В судебном заседании представитель Общества требования поддержал на основании доводов, указанных в заявлении. В обоснование своих требований Заявитель указал следующее.
31 декабря 2010 г. администрацией г. Иркутска было принято постановление № 031-06-3292/10 "Об утверждении Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города Иркутска".
Заявитель полагает, что указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует п. 2 ст. 12 Жилищного кодекса РФ, п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681, Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ от 18.08.2006 № 275.
Также Заявитель полагает, что вышеуказанный нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы, так как незаконно предписывает совершать действия, сопряженные с несением дополнительных расходов. Кроме того, невыполнение указанных требований может повлечь привлечение Общества к ответственности в соответствии с Законом Иркутской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области".
Представитель администрации в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, сославшись на доводы отзыва, полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с нормами действующего законодательства, а также не нарушает права и законные интересы Заявителя.
Представители комитетов поддержали доводы администрации.
Представитель Роспотребнадзора в отношении второго требования с заявителем согласился.
Участвующий в деле в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор в судебном заседании и в представленном заключении указал, что подп. 1 пункта 2.10 оспариваемого постановления не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав Заявителя. Вместе с тем, требование заявителя относительно признания недействующим подп. 2 пункта 2.10 Порядка в оспариваемой части подлежит удовлетворению, поскольку действующим законодательством в области обращения ртутьсодержащих отходов не предусмотрена обязанность по согласованию размещения помещений для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп с органами местного самоуправления и государственными органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителем оспаривается в части Порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города Иркутска, утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 31.12.2010 № 031-06-3292/10. Данное постановление направлено на урегулирование общественных отношений, касающихся обращения ртутьсодержащих отходов, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, что позволяет отнести оспариваемый акт к числу нормативных правовых актов.
Оспариваемый нормативный правовой акт был официального опубликован в печатном издании "Иркутск официальный" № 4 от 28.01.2011.
В соответствии с пунктами 11, 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным нормам в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Таким образом, определяя порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города, администрация г. Иркутска действовала в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления в данной области.
Заявитель оспаривается Порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города, администрация г. Иркутска в части подп. 1 п. 2.10, в соответствии с которым юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие управление многоквартирными домами, в целях правильного планировочного решения по размещению отработанных ртутьсодержащих ламп должны собрать сведения о количестве образующихся отработанных ртутьсодержащих ламп от населения.
Пунктом 2 статьи 12 Жилищного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.
Согласно подп. д. 1 пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", указанные Правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физических лиц.
Согласно п. 8 указанных Правил органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Суд полагает, что подп. 1 п. 2.10 Правил не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в целях надлежащего осуществления деятельности по содержанию общего имущества, для определения мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп соответствующим предъявляемым требованиям и удовлетворяющих предназначенные функции управляющие организации должны осуществлять сбор сведений о количестве образующихся ртутьсодержащих отходах.
Кроме того, информация о количестве отработанных ртутьсодержащих ламп, использованных населением, необходима администрации для осуществления своих функций, связанных с организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки данного вида отходов.
Так, например, в соответствии с п. 2.20 оспариваемых Правил юридические лица, индивидуальные предпринимателя по запросу комитетов по управлению округами администрации г. Иркутска (по месту осуществления своей деятельности) предоставляют информацию об отработанных ртутьсодержащих ламп.
Указанный пункт Заявителем не оспаривается, при этом является очевидным, что информацию об отработанных ртутьсодержащих лампах в отношении населения могут предоставить только управляющие компании.
В отношении частичного оспаривания подпункта 2 пункта 2.10 Порядка суд считает требования в данной части подлежащими удовлетворению. При этом суд соглашается с доводами Заявителя о том, что администрацией не указан нормативный правовой акт, наделяющий органы местного самоуправления правами регламентировать деятельность по организации мест для накопления и накоплению отработанных ртутьсодержащих лам.
При этом представитель Роспотребнадзора также пояснил суду, что в настоящее время отсутствуют нормативные документы, регламентирующие требования к размещению и оборудованию помещений для сбора и временного хранения ртутьсодержащих ламп.
Представитель администрации, не согласившись с требованиями заявителя об оспаривании подпункта 2 пункта 2.10 Порядка, вместе с тем представил суду проект постановления администрации г. Иркутска о внесении изменений в оспариваемое постановление, в том числе об исключении оспариваемых слов указанного подпункта.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с администрации в пользу ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" подлежат взысканию судебные расходы по госпошлине, уплаченной по платежному поручению от 06.05.2013 № 2329 в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать подпункт 2 в части: "Размещение помещений для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп согласовывается с комитетами по управлению округами администрации г. Иркутска и управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области" пункта 2.10 Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 31.12.2010 № 031-06-3292/10, как не соответствующий Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 16.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлению Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Признать подпункт 1 пункта 2.10 Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 31.12.2010 № 031-06-3292/10, соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 16.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлению Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде".
Взыскать с администрации города Иркутска в пользу открытого акционерного общества <...> судебные расходы в виде госпошлины в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
О.П.СУРАЕВА

Судьи
Т.Ю.МУСИХИНА
Н.Г.ПОЗДНЯКОВА


------------------------------------------------------------------