Решение Иркутского УФАС России от 30.07.2013 N 609 <О рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы, поскольку данная реклама угрожает безопасности движения автомобильного транспорта в связи с тем, что имеет сходство с дорожным знаком>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. № 609
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № 998 от 15.07.2013, возбужденное по признакам нарушения требований п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, по факту распространения в поселке Пивовариха (Иркутского района) по ул. <...>, напротив дома <...>, на фонарном столбе, рекламы парикмахерской в виде щита бордового цвета прямоугольной формы, содержащего изображение круга белого цвета с каймой красного цвета, в центре которого изображены ножницы и расческа; под изображением круга имеется следующий текст: "Парикмахерская <...> (здание администрации)" и стрелка-указатель с номером телефона: "<...>";
в присутствии представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
- рекламодатель и рекламораспространитель - ИП Л. - Л. (доверенность № б/н от 25.07.2013);
- рекламораспространитель - администрация Ушаковского муниципального образования - К. (доверенность № б/н от 24.07.2013);
в отсутствие заявителя - Ю.
установила:
26.06.2013 в Иркутское УФАС России через Приемную Президента Российской Федерации Путина В.В. поступило обращение гр-ки Ю. (вх. № 6568) о распространении в поселке Пивовариха (Иркутского района), по ул. <...>, напротив дома <...>, на фонарном столбе рекламы парикмахерской, сходной со знаком дорожного движения "Движение запрещено".
По мнению заявителя, подобная реклама, имеющая сходство с дорожными знаками, не должна размещаться на улицах городов, поскольку она мешает восприятию водителем дорожной обстановки и тем самым угрожает безопасности движения транспорта.
Из заявления и приложенных к нему фотографий следует, что в поселке Пивовариха (Иркутского района) по ул. <...>, напротив дома <...>, на фонарном столбе размещена реклама парикмахерской в виде щита бордового цвета прямоугольной формы, содержащего изображение круга белого цвета с каймой красного цвета, в центре которого изображены ножницы и расческа; под изображением круга имеется следующий текст: "Парикмахерская <...> (здание администрации)" и стрелка-указатель с номером телефона: "<...>".
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Рассматриваемая реклама имеет сходство с дорожным знаком "Движение запрещено" (3.1 Правил дорожного движения).
Таким образом, реклама содержит признаки нарушения п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Л., рекламораспространителями - ИП Л. и администрация Ушаковского муниципального образования.
В связи с обнаружением признаков нарушения п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ 15.07.2013 возбуждено дело № 998. К участию в его рассмотрении привлечены: заявитель - Ю.; рекламодатель и рекламораспространитель - ИП Л.; рекламораспространитель - администрация Ушаковского муниципального образования. Рассмотрение дела назначено на 30.07.2013.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ № 508 от 17.08.2006 (далее - Правила).
В указанную дату в Иркутское УФАС России явились представитель администрации Ушаковского муниципального образования (доверенность № б/н от 24.07.2013), представитель ИП Л. (доверенность № б/н от 25.07.2013).
Из материалов дела следует, что 22.07.2013 в Иркутское УФАС России поступило ходатайство заявителя о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
Комиссией данное ходатайство рассмотрено и удовлетворено, дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
В ходе рассмотрения дела представителем администрации представлены письменные пояснения о том, что здание, расположенное по адресу: <...>, является собственностью Иркутского районного муниципального образования. Администрация Ушаковского муниципального образования осуществляет бессрочное безвозмездное пользование зданием на основании договора № 5 от 07.06.2006. Помещение, расположенное на первом этаже данного здания, предоставлено на основании договора аренды недвижимого имущества № 25 от 25.06.2013 ИП Л. Информация о лице, осуществившем распространение рекламы в июле 2013 года на световой опоре, находящейся по улице <...> (с. Пивовариха), напротив здания <...>, у администрации отсутствует. По устной информации ОГУ "Д1", столб, на котором размещена рекламная конструкция, находится на балансе данного учреждения, справка может быть выдана через 30 дней со дня получения соответствующего запроса. Администрацией Ушаковского МО подготовлен и направлен запрос.
Также в ходе рассмотрения дела представлены письменные пояснения ИП Л. о том, что он является индивидуальным предпринимателем с 21 февраля 2011 года. В здании, расположенном по <...> (в поселке Пивовариха), он арендует у администрации Ушаковского МО помещение на первом этаже площадью 13 кв.м. Данное помещение используется под парикмахерскую. Для привлечения внимания и продвижения на рынке услуг он решил изготовить несколько рекламных конструкций и разместить их в поселке Пивовариха (Иркутского района) с указанием месторасположения и телефона парикмахерской. По совету знакомых, он обратился в рекламное агентство - ООО "Д2", расположенное по адресу: <...>. В ходе переговоров руководителем агентства ИП Л. было предложено заключить с данным агентством официальный договор на изготовление и размещение двух рекламных щитов и одного штендера, стоимость которых составила 30000 рублей. По условиям договора, ИП Л. внес предоплату в полном объеме наличными деньгами в кассу агентства. В связи с тем, что ранее ИП Л. не устанавливал рекламные конструкции, он поинтересовался у директора, требуется ли согласование установки конструкции на бетонных столбах, расположенных вдоль центральных дорог в поселке Пивовариха. На данный вопрос директор агентства пояснил, что согласования не требуется, его работники изготовят конструкции и разместят их в местах, которые укажет заказчик. После заключения договора дизайнером агентства ИП Л. были предложены несколько макетов изображения, из которых наиболее выигрышными ему показались: изображение девушки с красивой прической; изображение ножниц и расчески - как прямое свидетельство работы парикмахерской. В настоящее время ИП Л. затрудняется пояснить, имело ли место письменное согласование макета рекламы, но устно он согласился с макетом рекламы. ИП Л. на руки макет не получал. Спустя несколько дней ему перезвонили из рекламного агентства и сказали, что рекламные конструкции готовы, их можно устанавливать. Он приехал в офис агентства, сообщил места размещения рекламы - указал те столбы по ул. <...>, на которых ему бы хотелось видеть свою рекламу. Во время установки конструкций он не присутствовал, приехал позже и сразу же позвонил в агентство, так как рекламная конструкция на столбе находилась на уровне человеческого роста и создавала помехи пешеходам и проезжающему транспорту. ИП Л. объяснил специалисту агентства, что конструкция закреплена низко над землей и может причинить физический вред пешеходам, так же как и пешеходы конструкции. Кроме этого, конструкция может быть повреждена или уничтожена проезжающими крупногабаритными машинами. На следующий день работниками агентства конструкции были закреплены выше. В начале июля 2013 года ИП Л. вызвал представитель арендатора помещения и предъявил письмо из Иркутского УФАС России о том, что его реклама противоречит ФЗ "О рекламе" и необходимо ее заменить. Так как денежные средства на изготовление новой рекламы у ИП Л. отсутствовали, он решил выяснить, в чем конкретно его конструкции не соответствуют закону. С этой целью он обратился в ООО "Д2". Менеджер данного общества поднял согласованные эскизы и пояснил, что они похожи на дорожный знак, их необходимо переделать. Он составил смету и сказал, что нужно заплатить еще 2600 рублей. ИП Л. оплатил данную сумму, и агентство на следующий день исправило свою ошибку. Фотографию с исправлениями ИП Л. прилагает к данным пояснениям. Договор с ООО "Д2" и квитанция об оплате представлены быть не могут в связи с утерей. ИП Л. прилагает к пояснениям квитанцию на сумму 2600 рублей, которая подтверждает, что в рекламу вносились изменения. Кроме того, ИП Л. просит привлечь к участию в рассмотрении дела представителей рекламного агентства - ООО "Д2".
К пояснениям индивидуального предпринимателя приложены следующие документы: фотография рекламной конструкции; квитанция к приходному кассовому ордеру № 439 от 03.07.2013; договор № 25 от 25.06.2013 аренды объекта недвижимого имущества; выписка из ЕГРИП; свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ; свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Иркутским УФАС России рассмотрено ходатайство ИП Л. о привлечении к участию в рассмотрении дела рекламопроизводителя - ООО "Д2", однако оно оставлено без удовлетворения в связи с тем, что в соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 обязанность по соблюдению требований п. 3 ч. 4 ст. 5 данного Закона возложена на рекламодателя и рекламораспространителя. В данном случае, как поясняет ИП Л., он определил содержание и осуществил распространение данной рекламы на собственной рекламной конструкции.
В ходе рассмотрения дела на вопрос Комиссии о том, с какого периода времени ИП Л. занимает помещение в здании администрации Ушаковского МО, расположенном в поселке Пивовариха, по <...>, представители ИП Л. и администрации пояснили, что данное помещение индивидуальный предприниматель арендует с лета 2012 года.
Относительно владельца номера телефона, указанного в рассматриваемой рекламе, представитель ИП Л. пояснил, что данный номер принадлежит ИП Л.
На вопрос Комиссии о том, имеется ли у ИП Л. разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на которой распространена рассматриваемая реклама, представитель ИП Л. ответил отрицательно.
По поводу соответствия рекламы требованиям рекламного законодательства представитель ИП Л. пояснил, что нарушение имеет место, поскольку реклама, действительно, имеет сходство с дорожным знаком. Вместе с тем, по мнению ИП Л., рекламное агентство, выполняя работы по изготовлению рассматриваемой рекламы и ее монтажу, должно было их выполнить надлежащим образом: изготовить рекламу в соответствии с требованиями рекламного законодательства.
На вопрос Комиссии о местах распространения данной рекламы представитель ИП Л. пояснил, что рекламная конструкция, установленная на фонарном столбе напротив дома <...> в поселке Пивовариха, является двусторонней. Рассматриваемая реклама распространена на обеих сторонах данной конструкции. Помимо этого, данная реклама распространена также на рекламной конструкции, закрепленной на фонарном столбе, установленном на пересечении ул. <...> и ул. <...> в поселке Пивовариха.
Кроме того, представитель ИП Л. пояснил, что собственником рекламных конструкций (их владельцем) является ИП Л.
Представитель администрации на вопрос Комиссии о собственнике имущества, на котором установлена рекламная конструкция с рассматриваемой рекламой, пояснил, что данный фонарный столб является имуществом ОГУ "Д1".
На основании документов и пояснений, имеющихся в материалах дела, Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.
Л. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25.02.2011.
В соответствии с выпиской из ЕГРИП одним из его видов деятельности является "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты" (код 93.02 ОКВЭД).
Для осуществления предпринимательской деятельности он летом 2012 года арендовал помещение в здании администрации Ушаковского МО, расположенном по <...>, в поселке Пивовариха.
В целях привлечения внимания к деятельности парикмахерской, расположенной в арендуемом им помещении по <...>, он обратился в ООО "Д2".
Данным обществом разработан макет рекламы парикмахерской. ИП Л. в устной форме утвердил макет рекламы для ее изготовления и дальнейшего распространения.
Реклама парикмахерской, изготовленная по заказу ИП Л., установлена ООО "Д2" в местах, указанных ИП Л.: на фонарном столбе по ул. <...>, напротив дома <...> в поселке Пивовариха; на фонарном столбе, расположенном на пересечении ул. <...> и ул. <...> в поселке Пивовариха.
Из пояснений ИП Л. следует, что услуги ООО "Д2" по изготовлению и распространению рекламы он оплатил, платежные документы он не сохранил.
После того, как он выехал на место и установил, что рекламные конструкции размещены таким образом, что это создает помехи транспорту и пешеходам, он повторно обратился в ООО "Д2" с требованием установить данные рекламные конструкции с рекламой парикмахерской на более высоком уровне по отношению к поверхности земли.
ООО "Д2" данное требование ИП Л. исполнено без изменения содержания рекламы и мест ее размещения.
Таким образом, на двусторонних рекламных конструкциях, принадлежащих ИП Л., закрепленных на фонарных столбах, установленных в поселке Пивовариха: по <...>, напротив дома <...>; на пересечении ул. <...> и ул. <...>, распространена реклама парикмахерской ИП Л.
Данная реклама парикмахерской представляет собой щит бордового цвета прямоугольной формы, содержащий изображение круга белого цвета с каймой красного цвета, в центре которого изображены ножницы и расческа; под изображением круга имеется следующий текст: "Парикмахерская <...> (здание администрации)" и стрелка-указатель с номером телефона: "<...>".
Данная реклама угрожает безопасности дорожного движения в связи с ее сходством с дорожным знаком "Движение запрещено" (3.1 Правил дорожного движения).
В частности, данный знак "Движение запрещено" относится к группе "Запрещающие знаки" и представляет собой изображение круга белого цвета с каймой красного цвета. Данный знак запрещает движение всех транспортных средств.
С учетом данных обстоятельств Комиссия приходит к выводу, что реклама парикмахерской ИП Л. не соответствует требованиям п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ ответственность за нарушение требований п. 3 ч. 4 ст. 5 данного Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (ч. 1 ст. 19 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Комиссией установлено, что в рассматриваемой рекламе речь идет о парикмахерской, принадлежащей ИП Л.
Согласно информации, представленной ЗАО "Б" (вх. № 6974 от 08.07.2013) по запросу Иркутского УФАС России (исх. № 5065 от 27.05.2013), номер телефона <...>, указанный в рекламе, принадлежит Л.
С учетом изложенного Комиссия считает, что рекламодателем рассматриваемой рекламы парикмахерской выступил ИП Л., являющийся владельцем данной парикмахерской и владельцем абонентского номера, указанного в рекламе, он определил объект рекламирования данной рекламы и утвердил ее содержание.
Также ИП Л. выступил рекламораспространителем данной рекламы, поскольку он является владельцем рекламных конструкций, установленных на фонарных столбах в поселке Пивовариха: по <...>; на пересечении ул. <...> и ул. <...>.
С учетом данных обстоятельств Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения участия в рассмотрении дела администрации Ушаковского МО в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, рекламораспространителя.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что ИП Л. осуществлено распространение рассматриваемой наружной рекламы с нарушением требований статьи 19 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, в частности, ИП Л. размещены рекламные конструкции в отсутствие соответствующего разрешения, выдаваемого органами местного самоуправления, а также без заключения договора с собственником имущества, на котором установлены рекламные конструкции.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 36 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
В ходе рассмотрения дела представителем ИП Л. представлена фотография рекламной конструкции с рекламой парикмахерской.
Вместе с тем из содержания фотографии рекламной конструкции не представляется возможным определить, является ли она одной из рекламных конструкций, на которых распространена рассматриваемая ненадлежащая реклама парикмахерской.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП Л. предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу парикмахерской в виде щита бордового цвета прямоугольной формы, содержащего изображение круга белого цвета с каймой красного цвета, в центре которого изображены ножницы и расческа; под изображением круга имеется следующий текст: "Парикмахерская <...> (здание администрации)" и стрелка-указатель с номером телефона: "<...>", распространенную на обеих сторонах двусторонних рекламных конструкций, размещенных на фонарных столбах, установленных в поселке Пивовариха: на столбе по ул. <...>, напротив дома <...>; на пересечении ул. <...> и ул. <...>, поскольку данная реклама угрожает безопасности движения автомобильного транспорта в связи с тем, что имеет сходство с дорожным знаком, что является нарушением требований п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
2. Прекратить участие в рассмотрении данного дела администрации Ушаковского муниципального образования в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя.
3. Выдать ИП Л. предписание о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13 августа 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 30 июля 2013 г. № 167
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе
на основании решения № 609 от 30.07.2013 по делу № 998 от 15.07.2013 о признании ненадлежащей рекламы парикмахерской в виде щита бордового цвета прямоугольной формы, содержащего изображение круга белого цвета с каймой красного цвета, в центре которого изображены ножницы и расческа; под изображением круга имеется следующий текст: "Парикмахерская <...> (здание администрации)" и стрелка-указатель с номером телефона: "<...>", распространенной на обеих сторонах двусторонних рекламных конструкций, размещенных на фонарных столбах, установленных в поселке Пивовариха: на столбе по ул. <...>, напротив дома <...>; на пересечении ул. <...> и ул. <...>, поскольку данная реклама угрожает безопасности движения автомобильного транспорта в связи с тем, что имеет сходство с дорожным знаком, что является нарушением требований п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
предписывает:
1. ИП Л. в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, а именно прекратить распространение рекламы парикмахерской в виде щита бордового цвета прямоугольной формы, содержащего изображение круга белого цвета с каймой красного цвета, в центре которого изображены ножницы и расческа; под изображением круга имеется следующий текст: "Парикмахерская <...> (здание администрации)" и стрелка-указатель с номером телефона: "<...>", на рекламных конструкциях.
2. ИП Л. представить в Иркутское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в двухдневный срок после его исполнения.
Неисполнение предписания УФАС по Иркутской области влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------