Решение Иркутского УФАС России от 23.09.2013 N 733 <О рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, выразившегося в распространении рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия адресата>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. № 733
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № 1249 от 22.08.2013, возбужденное по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ по факту распространения 10 июня 2013 года с электронного адреса <...> рекламы автобрендингового агентства "П" о новом продукте доступной рекламы в Иркутске. С приложением прикрепленной презентации. Данное письмо подписано А. с указанием следующих контактов: http:<...>, E-mail: <...>, тел.: <...>, моб. тел. <...>,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "С" (<...>, ИНН: <...>, ОГРН: <...>) - генерального директора К.А.А., уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
установила:
На электронный почтовый ящик Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области to38@fas.gov.ru 10 июня 2013 года с электронного адреса <...> от автобрендингового агентства "П" поступила рекламная информация о новом продукте доступной рекламы в Иркутске. С приложением прикрепленной презентации. Данное письмо подписано А. с указанием следующих контактов: http:<...>, E-mail: <...>, тел.: <...>, моб. тел. <...>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 2 и пункт 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Реклама автобрендингового агентства "П" распространялась без согласия адресата получения рекламы.
14.06.2013 Иркутским УФАС России направлен запрос в адрес ОАО "М" о том, кто является владельцем абонентского устройства с номерами <...> и <...>.
В соответствии с ответом ОАО "М" абонентом, которому представлен номер <...>, является ООО "С" на основании договора об оказании услуг связи № 138303494080 от 12.12.2012 с приложением.
Согласно объяснительной старшего специалиста 1 разряда Ш., замещавшего на период отпуска должность секретаря с 16.05.2013 по 17.06.2013, согласия на получение Иркутским УФАС России рекламной информации автобрендингового агентства "П" (ООО "С") не давала.
В соответствии с объяснительной старшего специалиста 1 разряда И., работающей в Иркутском УФАС России в должности секретаря, согласия о направлении рекламной информации о данной организации в адрес Иркутского УФАС России не давала.
В связи с тем, что указанная реклама содержит признаки нарушения требований ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ Иркутским УФАС России 22.08.2013 возбуждено дело № 1249. Лицом, участвующими в деле, признано ООО "С" как рекламораспространитель, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.
Порядок возбуждения и рассмотрения данной категории дел определен Правилами рассмотрения антимонопольным органом ***, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006.
Определением № 1249 от 22.08.2013 рассмотрение дела о нарушении рекламного законодательства назначено на 23.09.2013 в 15 часов 00 минут.
На рассмотрение дела явился генеральный директор ООО "С" К.
23.09.2013 в ходе рассмотрения дела было установлено следующее.
К. пояснил, что рассылка рекламы была единожды. Данная рассылка осуществлялась сотрудником ООО "С" А. В настоящее время он уволен. Согласия адресата - Иркутского УФАС России на получение рекламы у Общества нет. Перечень адресатов, которым была распространена указанная реклама, также отсутствует.
По мнению генерального директора ООО "С" отсутствие письма (отписки) с требованием прекратить направление информации является косвенным согласием на получение писем рекламного характера.
Указанные доводы ООО "С" комиссией Иркутского УФАС России были рассмотрены и признаны необоснованными в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
ФЗ "О рекламе" обязывает лицо, распространяющее рекламу, получить согласие адресата перед рассылкой рекламной информации. В данной ситуации отсутствие отказа со стороны адресата от предоставления рекламной информации не является фактом получения согласия на получение рекламы.
В силу ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 данного Закона несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Следовательно, действия ООО "С", являющегося рекламораспространителем распространенной 10 июня 2013 года с электронного адреса <...> рекламы автобрендингового агентства "П" о новом продукте доступной рекламы в Иркутске, с приложением прикрепленной презентации, данное письмо подписано А. с указанием следующих контактов: http:<...>, E-mail: <...>, тел.: <...>, моб. тел. <...>, нарушают требования части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией установлено, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется. Таким образом, нарушение законодательства РФ о рекламе устранено в добровольном порядке.
Учитывая, что нарушение законодательства РФ о рекламе устранено в добровольном порядке до принятия решения, руководствуясь п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия Иркутского УФАС России считает нецелесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
На основании части 1 пункта 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную на электронный адрес: to38@fas.gov.ru 10 июня 2013 года с электронного адреса <...> от автобрендингового агентства "П" о новом продукте доступной рекламы в Иркутске. С приложением прикрепленной презентации. Данное письмо подписано А. с указанием следующих контактов: http:<...>, E-mail: <...>, тел.: <...>, моб. тел. <...>, в связи с нарушением требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О рекламе", в связи с тем что реклама, распространенная по сетям электросвязи, распространялась без предварительного согласия адресата.
2. Предписание не выдавать, в связи с тем что рассматриваемая реклама не распространяется.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 4 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
------------------------------------------------------------------