Решение Иркутского УФАС России от 20.09.2013 N 727 <О признании ненадлежащей рекламы, распространенной на заднем стекле автотранспортного средства, в связи с тем, что в рекламе используются непристойные и оскорбительные выражения>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. № 727
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № 987 от 12.07.2013, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения 09.06.2013 на заднем стекле автотранспортного средства, находящегося по адресу: <...>, рекламы следующего содержания: "Мне плевать на всех: тусуюсь, где хочу <...>, тел. <...>, www.<...>.ru, "Б",
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ИП (ОГРНИП <...>; ИНН: <...>, <...>),
в присутствии заявителя:
гр-ки С.В.,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление (вх. № 6024 от 11.06.2013) гр-ки С.В. о нарушении требований законодательства о рекламе, выразившемся в распространении рекламной листовки, содержащей следующую информацию: "Мне плевать на всех: тусуюсь, где хочу <...>, тел. <...>, www.<...>.ru, "Б", на личном автомобиле заявителя путем вложения рекламной листовки под стеклоочистители ветрового стекла. По мнению заявителя, данная реклама является оскорбительной.
В связи с тем, что данная реклама имеет признаки нарушения рекламного законодательства, Иркутским УФАС России направлен запрос ООО "С" (исх. № 4771 от 18.06.2013)
По данному запросу ООО "С" (вх. № 6928 от 08.07.2013) в Иркутское УФАС России представлены следующие документы: письменные пояснения, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, устав ООО "С".
Согласно письменным пояснениям ООО "С" следует, что рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем указанной рекламы является ИП, подтверждающих документов, а именно договора на распространение рекламы, какого-либо установленного порядка распространения рекламы, заявки на ее распространение, платежных документов по оплате за услуги распространения рекламы, документов, подтверждающих утверждение текста рекламной информации, нет. То есть ИП самостоятельно принял решение о ее производстве, сам отпечатал данный рекламный продукт и сам распространил.
На основании пункта 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
Объектом рекламирования в данном случае является само заведение - бар "Б".
В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В рассматриваемой рекламе содержится выражение "мне плевать на всех", следовательно, данная реклама содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В связи с тем что указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе", Иркутским УФАС России 12.07.2013 возбуждено дело № 987.
Порядок возбуждения и рассмотрения данной категории дел определен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006 (далее - Правила).
Определением № 987 от 12.07.2013 рассмотрение дела о нарушении рекламного законодательства назначено на 09.08.2013 в 10 часов 30 минут.
К участию в рассмотрении дела привлечены: ИП., гр-ка С.В.
19.07.2013 от ИП в Иркутское УФАС России поступили следующие документы: копия договора на изготовление полиграфической продукции с приложением, копия макета рекламы, копия счета № 6 от 14.05.2013 на изготовление листовок, копия ТТН № 6 от 14.05.2013 и счет-фактура № 6 от 14.05.2013, копия письма ИП С.
На рассмотрение дела явились: представитель ИП по доверенности б/н от 16.05.2013 М.И., которая представила письменные пояснения ИП.
Согласно письменным пояснениям ИП установлено, что он самостоятельно заказал и распространил рекламу ресторана "Б", т.е. выступил рекламодателем. После письма антимонопольной службы распространение рекламы было прекращено, остатки рекламной продукции уничтожены, сделаны соответствующие выводы. Такие действия совершены им впервые и без какого-либо умысла.
09.08.2013 от гр-ки С.В. в Иркутское УФАС России поступили письменные пояснения, согласно которым она считает оскорбительными для своего человеческого достоинства действия ресторана "Б" по следующим причинам: рекламная кампания ресторана была проведена по аналогии со "СтопХамом", следовательно, ее обозвали стопхамом, но она им не является. Ее личную собственность - автомобиль использовали без ее согласия в качестве волонтера для проведения рекламной кампании, следовательно, ее права были нарушены, она не хочет быть использованной кем-либо для чего-либо без ее согласия. В рекламной кампании ресторан использовал оскорбительную для остальных людей лексику: "Мне плевать на всех: тусуюсь, где хочу". В результате этой лексики у окружающих могло сложиться превратное представление о ее моральном облике, что ей плевать на других людей. Следовательно, ее оскорбили, что она невежлива по отношению к остальным людям, и что она тусуется, где хочет. Последнее можно понимать, что ей вообще плевать на закон и людей, и что она вообще аморальная персона, на всех плюет, и что хочет - делает, может оскорблять людей, и так далее. Считает, что это вообще по отношению к ней можно рассматривать как клевету, ибо ее автомобиль, на котором была эта реклама размещена, легко идентифицировать с ее личностью. Следовательно, ей как частному лицу, чья личность может быть легко установлена через марку автомобиля и ее госномер, нанесено адресное оскорбление.
Гр-ка С.В. на рассмотрение дела не явилась, представителей не направила.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства своевременного и надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела гр. С.В. При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела по существу.
На основании абз. 2 п. 34 Правил рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения в связи с необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств.
В силу пункта 31 Правил в случае невозможности рассмотрения дела в назначенный срок антимонопольный орган извещает лиц, участвующих в деле, о новой дате и времени его рассмотрения.
В соответствии с абз. 2 пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия определила рассмотрение дела отложить.
Определением № 1157 от 09.08.2013 рассмотрение дела о нарушении рекламного законодательства отложено на 20.09.2013 в 10 часов 00 минут.
К участию в рассмотрении дела привлечены: ИП, гр-ка С.В.
На рассмотрение дела явились: представитель ИП по доверенности б/н от 16.05.2013 М.И., гр-ка С.В.
Гр-ка С.В. на рассмотрении дела пояснила, что придерживается ранее данных пояснений.
Представитель ИП по доверенности б/н от 16.05.2013 М.И. на рассмотрении дела пояснила, что данная реклама в настоящее время не распространяется.
На основании представленных документов Комиссией установлено следующее.
14.05.2013 ИП (далее - Исполнитель) и ИП (далее - Заказчик) заключили договор на изготовление полиграфической продукции № 6.
Согласно предмету данного договора Исполнитель обязуется по заданию Заказчика изготовить полиграфическую продукцию.
В соответствии с приложением № 1 к договору № 6 от 14.05.2013 на изготовление круглых листовок установлено, что полиграфическая продукция "круглые листовки" размером 310 x 310 мм, форма - круг. Описание листовок: изготовлены из одностороннего картона плотностью 230 гр/м с обратной серой стороной, печать изображения офсетная 2 цвета. Общий тираж - 3000 шт. Стоимость услуг Исполнителя по договору составляет: 21600 рублей.
Макет рекламы следующего содержания: "Мне плевать на всех: тусуюсь, где хочу <...>, тел. <...>, www.<...>.ru, "Б" согласован ИП.
Согласно счету № 6 от 14.05.2013 установлено, что ИП за изготовление рекламных листовок выставлен счет на сумму 21600 рублей.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что 09.06.2013 на заднем стекле автотранспортного средства, находящегося по адресу: <...>, распространена реклама следующего содержания: "Мне плевать на всех: тусуюсь, где хочу <...>, тел. <...>, www.<...>.ru, "Б".
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В рассматриваемой рекламе содержится выражение "мне плевать на всех", следовательно, данная реклама содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В связи с наличием в рекламе непристойных и оскорбительных выражений реклама нарушает требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из представленных письменных пояснений и документов установлено, что рекламодателем является ИП.
На основании части 1 пункта 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу бара "Б" следующего содержания: "Мне плевать на всех: тусуюсь, где хочу <...>, тел. <...>, www.<...>.ru, "Б", распространенную 09.06.2013 на заднем стекле автотранспортного средства, находящегося по адресу: <...>, нарушающую требования ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе", в связи с тем что в рекламе используются непристойные и оскорбительные выражения.
2. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 4 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
------------------------------------------------------------------