По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.11.2013 по делу N А19-6465/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 19.11.2012 N 128-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "СК "Ремстрой">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. по делу № А19-6465/2013

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05.11.2013.
Решение в полном объеме изготовлено 11.11.2013.
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Дмитриенко Е.В.,
судей: Ананьиной Г.В., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паженцевым О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью <...> (ОГРН <...>, ИНН <...>; место нахождения: <...>)
к <...> (место нахождения: <...>)
о признании приказа "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО <...> № 128-спр от 19.11.2012 недействующим,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Р.А.П. (генеральный директор, паспорт), П.Д.В. (представитель по доверенности, паспорт);
от заинтересованного лица - Д.А.А. (представитель по доверенности, служебное удостоверение),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью <...> (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим приказа <...> (далее - Служба, заинтересованное лицо) от 19.11.2012 № 128-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую <...>.
В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных уточнениях к нему, полагают, что при установлении тарифов на тепловую энергию Службой необоснованно занижены расходы по статьям "Сырье и основные материалы", "Топливо на технологические цели", "Электроэнергия на технологические цели", "Затраты на оплату труда", "Отчисления в социальные нужды", "Прочие расходы", не приняты во внимание представленные Обществом материалы по расчету полезного отпуска тепловой энергии. По убеждению заявителя, оспариваемое тарифное решение не соответствует требованиям Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004, и Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.
Представитель Службы не согласился с заявленными требованиями, поддержав доводы и возражения, изложенные в письменном отзыве на заявление, считает, что в рассматриваемом случае заявителем не доказано несоответствие оспариваемого приказа нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение тарифным решением прав и законных интересов Общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании 28.10.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 05.11.2013. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии: от заявителя - Р.А.П. (генеральный директор, паспорт); от заинтересованного лица - Б.М.В. (представитель по доверенности, служебное удостоверение), Д.А.А. (представитель по доверенности, служебное удостоверение). Службой представлено письменное дополнение к отзыву на заявление, заявитель дополнительных материалов не представил.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей, участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующие обстоятельства спора.
09.06.2012 общество с ограниченной ответственностью <...> обратилось в <...> с заявлением от 08.06.2013 исх. № 003 о подтверждении стоимости 1 Гкал на тепловую энергию на 2012 - 2013 год.
Приказом <...> от 19.11.2012 № 12-спр установлены и с 01.12.2012 введены тарифы на отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью <...> тепловую энергию с календарной разбивкой, в том числе: для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (адрес <...>), одноставочный тариф в период с 01.12.2012 по 30.06.2013 составил 3693,21 руб./Гкал, с 01.07.2013 - 3693,21 руб./Гкал; для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (<...>), одноставочный тариф в период с 01.12.2012 по 30.06.2013 составил 2156,38 руб./Гкал, с 01.07.2013 - 2156,38 руб./Гкал, для населения одноставочный тариф в период с 01.12.2012 по 30.06.2013 составил 1789,56 руб./Гкал, с 01.07.2013 - 2055,00 руб./Гкал; для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (<...>), одноставочный тариф в период с 01.12.2012 по 30.06.2013 составил 1856,78 руб./Гкал, с 01.07.2013 - 1856,78 руб./Гкал, для населения одноставочный тариф в период с 01.12.2012 по 30.06.2013 составил 1574,17 руб./Гкал, с 01.07.2013 - 1808,00 руб./Гкал; для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (<...>), одноставочный тариф в период с 01.12.2012 по 30.06.2013 составил 2023,3 руб./Гкал, с 01.07.2013 - 2023,3 руб./Гкал, для населения одноставочный тариф в период с 01.12.2012 по 30.06.2013 составил 1630,54 руб./Гкал, с 01.07.2013 - 1875,00 руб./Гкал.
Приказом <...> от 06.06.2013 № 97-спр внесены изменения в строку 1 тарифной таблицы приказа от 19.11.2012 № 128-спр, а именно: цифры "2055,00" заменены цифрами "2004,31"; цифры "1808,00" заменены цифрами "1763,07"; цифры "1875,00" заменены цифрами "1826,21".
Полагая, что приказ от 19.11.2012 № 128-спр издан Службой с нарушением положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом бремя доказывания распределяется между сторонами по делу в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. В свою очередь, нарушение нормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим требованием.
Из содержания оспариваемого приказа следует, что указанный акт представляет собой официальный документ, опубликованный в установленном порядке в № 136 печатного издания "Областная" от 05.12.2012, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц (тарифы на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, и населения); рассчитан на многократное применение в целях урегулирования общественных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг, связанных с обеспечением тепловой энергией.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" оказание услуг по передаче тепловой энергии относится к регулируемому виду деятельности, то есть виду деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что государственное регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 Положения о <...>, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 № 303-пп, Служба в соответствии с действующим законодательством устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов; тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям; услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в спорный период осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в частности, в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
На основании статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пункта 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов по усмотрению регулирующего органа применяются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
На основании пункта 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Пунктом 19 Основ ценообразования определены группы расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, к числу которых законодателем отнесены расходы: на топливо; на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; на сырье и материалы; на ремонт основных средств; на оплату труда и отчисления на социальные нужды; на амортизацию основных средств и нематериальных активов; прочие расходы.
В этой связи пунктом 16 Правил установлено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
Требования к содержанию экспертного заключения изложены в пункте 17 Правил, в силу которого экспертное заключение, кроме общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям); анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
Рассмотрев доводы Общества, подробно изложенные в заявлении и письменных уточнениях, судебная коллегия приходит к выводу, что Службой в соответствии с требованиями части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказано соответствие оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также обстоятельства, послужившие основанием для установления тарифов на тепловую энергию в приведенном выше размере.
В части доводов заявителя о необоснованном занижении расходов по статье "Сырье и основные материалы" суд приходит к следующему.
Согласно пункту 25 Основ ценообразования расходы на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 36 настоящего документа и нормативами расходов, которые утверждаются соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
В свою очередь, пунктом 36 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов регулирующие органы используют, в том числе, цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств (подпункт 2).
Из материалов дела следует, что Обществом представлены в Службу графики производства работ по текущему ремонту котельных, согласно которым проведение работ запланировано на период с 15 мая по 31 августа 2012 года.
Вместе с тем, источники тепловой энергии переданы администрациями муниципальных образований Нижнеудинского района в безвозмездное пользование заявителя только 01.07.2012. Указанное обстоятельство подтверждается представленными Обществом в Службу договорами безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом и соответствующими актами приема-передачи от 01.07.2012.
При таких обстоятельствах у экспертов Службы отсутствовали основания для включения в расчет тарифов на тепловую энергию расходов по мероприятиям, запланированным Обществом на период с 15 мая по 1 июля 2012 года, то есть до фактического принятия спорных объектов в пользование предприятия.
Кроме того, заявителем не представлены договоры, заключенные со сторонними подрядными организациями в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств.
В этой связи расходы по мероприятиям, запланированным на период с 1 июля по 31 августа 2012 года, приняты экспертами Службы согласно представленным локальным ресурсным сметным расчетам по каждой котельной. Поскольку теплоснабжающей организацией не представлены документы, подтверждающие проведение ремонтных работ сторонними организациями, сумма финансовых средств на проведение ремонтных работ в соответствии с локальными ресурсными сметными расчетами принята без учета расходов на оплату труда.
Расчет расходов на топливо осуществляется в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования на основании: нормативов удельного расхода топлива (за исключением ядерного), дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам; цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 настоящего документа; расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года; нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 3 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации, под нормативом удельных расходов топлива понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть. Нормативы определяются килограммах условного топлива на одну гигакалорию (кг у.т./Гкал) с дифференциацией по месяцам.
В силу подпункта 43 пункта 7 действовавшего в спорный период Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.03.2012 № 100-пп, нормативы удельного расхода топлива устанавливаются в отношении каждой конкретной регулируемой организации Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области.
В отношении заявителя указанные показатели установлены уполномоченным органом не были.
Для осуществления государственного регулирования заявителем в Службу представлена форма федерального статистического наблюдения 22-ЖКХ "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" организации, ранее эксплуатировавшей теплоисточники. Данный документ не содержит сведений об условных единицах конкретных видов топлива, на основании которых осуществляется расчет.
В отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов удельного расхода топлива по котельным Общества экспертами Службы приняты нормативы удельного расхода условного топлива в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России от 12.08.2003. Расход топлива рассчитан с учетом принятых удельных расходов топлива и объема вырабатываемой тепловой энергии.
Расчет нормативных потерь тепловой энергии либо информация о протяженности, диаметрах и иных характеристиках эксплуатируемых тепловых сетей заявителем в Службу не представлены.
Поскольку Обществом не были заявлены потери тепловой энергии в тепловых сетях, объем вырабатываемой тепловой энергии принят равным объему полезного отпуска тепловой энергии потребителям.
Согласно пункту 61.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.10.2004 № 6076), в составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включая расходы на компенсацию следующих нормативных технологически необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов: тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей; потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них; затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи и распределения тепловой энергии.
В этой связи данные по фактическому расходу топлива УМП "РЖКХ", представленные Обществом с учетом фактических, а не нормативных потерь тепловой энергии в сетях, обоснованно не были приняты экспертами Службы для расчета тарифов на тепловую энергию.
Вопреки доводам заявителя о занижении расходов по статье "Электроэнергия на технологические цели", объемы электрической энергии приняты Службой в размере, предложенном Обществом, с учетом прогнозного уровня прогнозного уровня нерегулируемых цен на 2012 год.
На основании пункта 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Данных о присоединении Общества к отраслевому тарифному соглашению, равно как и данных о фактическом объеме фонда оплаты труда заявителем в Службу по тарифам Иркутской области, представлено не было.
В отсутствие информации о фактических расходах на оплату труда по Обществу расходы на оплату труда включены экспертами Службы с учетом нормативной численности производственно-промышленного персонала, занятого на обслуживании котлов, на обслуживании и ремонте трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей (расчет Общества) в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 № 65, а также численности управляющего персонала и прочего цехового персонала в соответствии с приказом Госстроя России от 12.10.1999 № 74, с учетом средней заработной платы, учтенной при установлении тарифов на 2012 год предприятию, ранее эксплуатировавшему теплоисточники. Расходы предприятия по статье "Отчисления на социальные нужды" приняты Службой 30,2% фонда оплаты труда с учетом корректировки по статье "Затраты на оплату труда" в соответствии с тарифами страховых взносов во внебюджетные государственные фонды и размером страхового тарифа на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве 0,2%.
Согласно подпункту 2 пункта 22 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 данного документа, а именно: на основе регулируемых государством тарифов (цен); цен, установленных на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованных прогнозных рыночных цен и тарифов, установленных на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсных биржевых цен на топливо и сырье.
Норматив расхода условного топлива для котельных Общества в установленном порядке не утвержден.
Поскольку в рассматриваемом случае соответствующие данные и утвержденные в отношении Общества нормативы отсутствовали, Службой обоснованно на основании абзаца 2 пункта 36 Основ ценообразования применен индекс цен производителей по отрасли "Производство нефтепродуктов" на 2013 год, установленный Минэкономразвития России в размере 94,5%.
В части доводов заявителя о необоснованном занижении расходов на аренду недвижимого имущества суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования плата за аренду имущества учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации в составе прочих расходов.
По убеждению заявителя, указанные виды затрат включаются в состав необходимой валовой выручки в соответствии с фактическими затратами регулируемой организации.
Расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, включаются в необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в объеме, определяемом регулирующими органами (пункт 35(1) Основ ценообразования).
Тем самым законодатель закрепляет дискреционное усмотрение регулирующего органа определять экономико-правовые подходы к определению объема расходов по аренде имущества, включаемых в состав необходимой валовой выручки.
В условиях отсутствия прямых нормативных предписаний относительно порядка определения расходов по аренде при установлении тарифов на тепловую энергию, Службой применены нормы законодательства, регулирующие сходные правоотношения, а именно подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178. Согласно данным нормам расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Кроме того, пунктом 36 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов, указанных в пунктах 22 - 26 и 29 Основ ценообразования, регулирующие органы используют: 1) регулируемые государством тарифы (цены); 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; 3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
Представленные заявителем материалы указанным требованиям не соответствуют.
При оценке правомерности определения размера затрат на аренду, исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу, примененного Службой, суд также исходит из того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктом 45 которых предусмотрено аналогичное положение, согласно которому арендная плата, включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
Определение федеральным законодателем подобного механизма формирования затрат на аренду направлено на пресечение возможных злоупотреблений со стороны регулируемых организаций, в частности, в случае, когда арендные платежи в соответствующих договорах указываются в произвольных, явно завышенных размерах, не отвечающих потребительским качествам и рыночной стоимости передаваемого в аренду имущества, а также в случае заключения договоров и осуществления платежей между аффилированными структурами, что влечет за собой необоснованное увеличение тарифов на тепловую энергию для потребителей.
Кроме того, судом не установлено со стороны Службы нарушений при расчете полезного отпуска по котельным Общества. Указанный расчет проведен на основании данных, содержащихся в шаблонах Единой информационно-аналитической системы Федеральной службы по тарифам, которые являются данными официальной отчетности, в безусловном порядке заверяются электронной цифровой подписью главы соответствующего органа местного самоуправления и содержат, в том числе, информацию об отапливаемых площадях, количестве жителей на территории муниципального образования, установленных нормативах потребления. В случае несогласия с данными, содержащимися в шаблонах Единой информационно-аналитической системы Федеральной службы по тарифам, заявитель не был лишен возможности обратиться в соответствующие органы местного самоуправления за корректировкой показателей.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем в ходе судебного разбирательства не опровергнуты выводы, изложенные в экспертных заключениях Службы, содержащих экономическое обоснование спорного тарифа, равно как и не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что при издании приказа от 19.11.2012 № 128-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО <...>, Службой нарушены положения Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого приказа положениям Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, подлежат отклонению, поскольку в силу подпункта "а" пункта 5 указанного Постановления Основы ценообразования 2012 года применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы.
В то же время судом установлено и заинтересованным лицом по существу не оспаривается, что при осуществлении расчета спорных тарифов экспертами Службы допущена счетная ошибка, в результате чего часть обоснованных расходов на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, из которых формируется необходимая валовая выручка заявителя, учтена без учета налога на добавленную стоимость в размере 31400 рублей.
В указанной части суд также принимает во внимание положения пункта 10 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Таким образом, Общество не лишено права на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими расходы, не учтенные при установлении тарифов, с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов.
При таких обстоятельствах, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт - приказ от 19.11.2012 № 128-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО <...>, принят Службой по тарифам Иркутской области в пределах ее полномочий с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, соответствует положениям Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать Приказ <...> "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО <...> № 128-спр от 19.11.2012 соответствующим требованиям Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий
Е.В.ДМИТРИЕНКО

Судьи
Г.В.АНАНЬИНА
А.А.СОНИН


------------------------------------------------------------------