Постановление администрации Ангарского МО от 17.09.2013 N 1297-па "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие потребительского рынка на территории Ангарского муниципального образования на 2013 - 2015 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2013 г. № 1297-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НА ТЕРРИТОРИИ АНГАРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации
Ангарского муниципального образования
от 30.05.2014 № 683-па)
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", Законом Иркутской области от 24.12.2010 № 137-оз "О порядке разработки программ развития торговли в Иркутской области", постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 13.07.2010 № 1517-па "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Ангарского муниципального образования" (в редакции постановления администрации Ангарского муниципального образования от 28.09.2012 № 1750-па), Уставом Ангарского муниципального образования, администрация Ангарского муниципального образования постановляет:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие потребительского рынка на территории Ангарского муниципального образования на 2013 - 2015 годы" (Приложение № 1 к настоящему постановлению).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Ангарские ведомости".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Ангарского муниципального образования.
Глава администрации АМО
А.А.МЕДКО
Приложение № 1
Утверждена
постановлением
администрации Ангарского МО
от 17 сентября 2013 года
№ 1297-па
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НА ТЕРРИТОРИИ
АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации
Ангарского муниципального образования
от 30.05.2014 № 683-па)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование субъекта бюджетного планирования
Администрация Ангарского муниципального образования, администрация муниципального образования "город Ангарск", администрация Мегетского муниципального образования, администрация Савватеевского муниципального образования, администрация Одинского муниципального образования
Наименование программы
Развитие потребительского рынка на территории Ангарского муниципального образования на 2013 - 2015 годы (далее - Программа)
Цель и задачи программы
Цель программы - наиболее полное удовлетворение потребностей населения в качественных и безопасных потребительских товарах и услугах по доступным ценам
(в ред. постановления администрации Ангарского муниципального образования от 30.05.2014 № 683-па)
Целевые показатели
В качестве целевых показателей выполнения Программы рассматриваются:
1. Оборот розничной торговли.
2. Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах.
3. Оборот розничной торговли на душу населения.
4. Оборот общественного питания.
5. Темп роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах.
6. Оборот общественного питания на душу населения.
7. Объем реализации бытовых услуг.
8. Темп роста объема реализации бытовых услуг населению в сопоставимых ценах.
9. Оборот платных бытовых услуг на душу населения.
10. Обеспеченность в предприятиях потребительского рынка на 1000 жителей:
а) торговая площадь;
б) число посадочных мест в предприятиях общественного питания (общедоступная сеть);
в) число рабочих мест в предприятиях бытового обслуживания.
11. Удельный вес новых и модернизованных предприятий в общем количестве предприятий потребительского рынка:
а) торговля;
б) общественное питание;
в) бытовое обслуживание.
12. Привлечение в развитие инвестиционных ресурсов из негосударственных источников (средства предприятий, инвесторов и др.) в развитие инфраструктуры и строительство предприятий потребительского рынка
Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы: 2013 - 2015 годы. Программа реализуется в один этап
Характеристика программных мероприятий
1. Реализация комплекса мер по развитию потребительского рынка АМО:
а) поддержка социально значимых предприятий потребительского рынка;
б) сохранение занятости на предприятиях потребительского рынка.
2. Повышение ценовой доступности товаров и услуг:
а) мониторинг цен на товары и услуги на потребительском рынке;
б) реализация комплекса мер по сдерживанию роста цен на продовольственные товары;
в) развитие сети социально ориентированных предприятий потребительского рынка;
г) развитие системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан с предоставлением скидок на товары и услуги в рамках собственных дисконтных программ;
д) развитие сегмента торговли, общественного питания и бытовых услуг экономкласса;
е) развитие сети сезонных, праздничных ярмарок, ярмарок "Выходного дня".
3. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке АМО:
а) реализация мер по ограничению производства и оборота пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы, с использованием механизмов саморегулирования рынка;
б) развитие технического регулирования и сертификации товаров и услуг.
4. Повышение территориальной доступности предприятий потребительского рынка АМО:
а) мониторинг обеспеченности населения АМО услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания на местном уровне с выявлением "проблемных зон";
б) открытие комплексных предприятий бытового обслуживания населения по типу "мультисервис";
в) развитие сети кафе детской, молодежной и семейной ориентации, в том числе в крупных торговых объектах;
г) упорядочение размещения объектов мелкорозничной сети.
5. Обеспечение доступности предприятий потребительского рынка АМО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
а) реализация мер по обеспечению доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных граждан на действующих предприятиях потребительского рынка.
6. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения АМО:
а) открытие, реконструкция и модернизация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
б) увеличение качественных торговых площадей за счет открытия крупных торговых объектов.
7. Развитие системы товарообеспечения и логистики на потребительском рынке АМО:
а) развитие системных форм организации и интеграции розничной и оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами;
б) развитие инфраструктуры оптовой торговли в звене "опт - мелкий опт - розница" - организация магазинов складов (типа "Кэш энд Керри") с собственной логистикой для снабжения магазинов шаговой (пешеходной) доступности;
в) реализация мер по поддержке отечественных, в том числе "местных" производителей.
8. Развитие функциональных обеспечивающих подсистем на потребительском рынке АМО:
а) стимулирование предприятий потребительского рынка к внедрению новых технологий с целью повышения качества оказываемых услуг;
б) реализация кадровой и молодежной политики на потребительском рынке АМО;
в) развитие современных систем обеспечения безопасности на предприятиях потребительского рынка АМО.
9. Совершенствование правового регулирования в сфере потребительского рынка АМО:
а) совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере потребительского рынка;
б) обеспечение защиты прав потребителей и поддержка предпринимателей на потребительском рынке АМО
Объемы и источники финансирования
Ресурсное обеспечение реализации программных мероприятий осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности субъектов бюджетного планирования Программы в установленном порядке на соответствующий финансовый год и за счет внебюджетных источников
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Критерием оценки эффективности реализации Программы является степень достижения целевых показателей Программы
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Потребительский рынок АМО обеспечивает сферу конечного потребления товаров и услуг постоянного и временного населения района общей численностью порядка 243,5 тыс. человек.
Потребительский рынок АМО насчитывает в своем составе 2013 стационарных предприятий, из них: 812 предприятий торговли, 829 бытового обслуживания, 372 общественного питания, 2 универсальных рынка. Кроме того, в АМО функционирует 385 объектов нестационарной торговой сети. В сфере потребительского рынка занято более 9270 человек.
В 2012 году оборот розничной торговли через все каналы реализации составил 22011,3 млн. руб., что дало рост в сопоставимых ценах по отношению к уровню 2011 года - 106,7%.
Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса жителей АМО принадлежит организованной розничной торговле, на которую приходится 80,0%.
Оборот общественного питания в 2012 году составил 890,2 млн. руб., что обеспечило прирост в сопоставимых ценах к уровню 2011 года 8,9%.
В 2012 году населению было оказано услуг бытового характера на сумму 851,9 млн. руб., что на 54,5 млн. руб. ниже объемов 2011 года.
Сводный индекс потребительских цен в АМО составил в 2012 году 100,8%, в том числе на продовольственные товары - 101,1%, непродовольственные - 100,5%, платные услуги - 100,8%.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчины трудоспособного возраста), рассчитанная по среднероссийским нормам потребления, в 2012 году возросла и составила 107,8% (в целом по России - 106,7%).
По состоянию на 1 января 2013 года на тысячу жителей АМО приходится: в розничной торговле - 699,1 кв.м торговой площади; в бытовом обслуживании - 3 рабочих места; в общественном питании (общедоступная сеть) - 107 посадочных мест.
За период 2013 - 2015 годы на территории АМО ожидается: ввод в строй 24 предприятий потребительского рынка и услуг (в том числе 11 - торговли, 8 - общественного питания, 5 - бытового обслуживания), реконструкция 7 предприятий (в том числе: 3 - торговли, 1 - общественного питания, 3 - бытового обслуживания). В результате улучшится обеспеченность населения АМО предприятиями отрасли.
В АМО за период с 2010 по 2013 год построено 5 крупных торговых центров ("Мега", "Березка", "Конкурент", "Домашний", "Фестиваль"). Наряду с торговыми площадями такие объекты включают предприятия общественного питания, бытового обслуживания, предоставляют развлекательные услуги и т.д.
В АМО активно развиваются отечественные сетевые компании ("Апельсин", "Норма", "Эконом", "Окей" и др.). Их участие в создании современных торговых предприятий позволяет решить проблему обеспечения населения товарами широкого ассортимента и по доступным ценам.
В настоящее время в районе функционирует 146 предприятий потребительского рынка, входящих в состав сетевых компаний.
В целях обеспечения ценовой доступности товаров и услуг для социально незащищенных категорий граждан проводится работа по реализации социального проекта "Социальная политика на благо каждого жителя" - предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на добровольной основе предоставляют скидки в размере от 5 до 15%.
В целях создания в АМО условий комфортного проживания лиц с ограниченными возможностями ведется работа по переоборудованию действующих предприятий потребительского рынка для беспрепятственного посещения их инвалидами. Всего переоборудовано 6 действующих предприятий потребительского рынка и услуг. В то же время все (5) вновь построенные объекты приспособлены для нужд инвалидов.
Как альтернатива действующим рынкам в районе проводятся сезонные и праздничные ярмарки, ярмарки "выходного дня" с привлечением к их работе местных сельхоз- и товаропроизводителей, садоводов.
Необходимо проведение работы по дальнейшему формированию сети объектов быстрого питания и социально ориентированной группы предприятий питания, доступной для населения с доходами ниже среднего и различающихся формой обслуживания, пропускной способностью, уровнем цен.
Одним из приоритетных направлений в развитии предприятий общественного питания должно стать открытие семейных кафе, предприятий питания молодежной и детской направленности.
Важным направлением реализации Программы является обеспечение качества и безопасности продуктов питания, реализуемых на потребительском рынке АМО.
Особую важность в настоящее время приобретают вопросы ограничения поступления на потребительский рынок продуктов питания, содержащих генетически модифицированные организмы (далее - ГМО).
Необходимо проведение мероприятий по комплексному контролю, которые должны включать в себя проверки предприятий потребительского рынка по соблюдению правил торговли, санитарного законодательства и др.
Требуют решения проблемы повышения качества и безопасности продовольствия, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией.
В условиях увеличения тарифов на коммунальные услуги и стремления предприятий преодолеть дефицит финансовых средств за счет повышения цен на товары и услуги наблюдается рост цен на отечественные товары.
По данным органа Государственной статистики, продукты питания в АМО в 2013 году (по отношению к декабрю 2012 года) подорожали на 103,1%. Среди основных продуктов питания наибольший рост цен зафиксирован на муку (на 105,3%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 106,5%), чай (на 106,3%), крупу манную (на 120,2%), геркулес (на 110,4%), пшено (на 105,6%), макаронные изделия (на 103,6%). При общем росте цен на плодоовощную продукцию на 121,3% картофель подорожал на 132%.
Уровень цен на непродовольственные товары в 2013 году вырос на 101,5%.
В 1 квартале 2013 года оборот розничной торговли в АМО составил 5722,8 млн. руб. по отношению к 1 кварталу 2012 года - 99,2%, оборот в общественном питании составил 238,3 млн. руб., или 100,4% к соответствующему периоду прошлого года.
По итогам 1 квартала 2013 года объем реализации услуг предприятиями бытового обслуживания населения сократился на 10,0% по отношению к 1 кварталу 2012 года и составил 204,8 млн. руб., на душу населения 841,0 руб. (средний по Иркутской области - 591,0 руб.).
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка АМО выявил следующую группу проблем, требующих системного решения программными методами в ближайшей и среднесрочной перспективе:
2.1. Развитие негативных явлений на потребительском рынке АМО, выразившееся:
1) в снижении покупательной способности населения, в том числе в малообеспеченных группах;
2) росте оптовых и розничных цен на продовольственные товары, включая товары первой необходимости, входящие в потребительскую корзину.
2.2. Ценовая доступность товаров и услуг для населения АМО.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в среднем по России в конце декабря 2012 года составила 9868,0 руб. в расчете на месяц, стоимость фиксированного набора в Иркутской области - 9469,09 руб.
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря 2012 года составила 3873,7 руб. в расчете на месяц; в АМО - 2942,88 руб.
В целом, ситуация с уровнем цен на товары и услуги в сфере потребительского рынка АМО нельзя назвать критической, тем не менее неуклонный рост цен на основную группу товаров вызывает необходимость предусмотреть в Программе мероприятия по его сдерживанию. Структура потребительского рынка должна отвечать сложившейся структуре расходов и обеспечивать малообеспеченному населению возможность приобретать необходимый для нормальной жизнедеятельности набор товаров и услуг.
Предприятий потребительского рынка АМО, реализующих продукцию по относительно низким ценам, недостаточно. Особенно остро эта проблема проявляется на рынке бытовых услуг и услуг общественного питания.
Обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения является одной из главных социальных проблем развития потребительского рынка АМО в среднесрочной перспективе.
2.3. Качество и безопасность потребительских товаров, торговых и бытовых услуг.
При отсутствии государственных технических регламентов на многие виды продукции и практически на все виды услуг общественного питания и бытового обслуживания и недостаточном уровне производственного контроля на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности и в сфере услуг возникают дополнительные риски снижения качества, пищевой и биологической ценности продуктов питания, а также качества некоторых видов предоставляемых услуг.
Требует решения проблема организации контроля качества и безопасности потребительских товаров и услуг, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Причинами снижения эффективности противодействия распространению такой продукции являются слабая координация действий различных федеральных органов, осуществляющих борьбу с контрафактом и фальсификатом, отсутствие системной правовой базы, низкая степень участия правообладателей в борьбе с оборотом контрафактной продукции.
Повышение качества услуг, предоставляемых населению предприятиями отрасли, наряду с развитием материально-технической базы и технологий обслуживания требует профессиональной подготовки кадров. В настоящее время на потребительском рынке по-прежнему активно используются работники, не имеющие соответствующего образования и подготовки.
2.4. Территориальная доступность предприятий потребительского рынка АМО.
При высоких темпах развития сети предприятий потребительского рынка достигнутая обеспеченность населения АМО услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания выше установленных нормативов.
Тем не менее, в некоторых районах АМО население испытывает недостаток отдельных типов предприятий шаговой (пешеходной) доступности: продовольственных магазинов, булочных, хозяйственных магазинов, магазинов экономкласса по продаже одежды и обуви, галантерейных товаров; недорогих ателье, мастерских по ремонту обуви, парикмахерских экономкласса, предприятий общественного питания экономкласса.
Размещение сети потребительского рынка на территории АМО характеризуется неравномерностью.
Действующая нормативно-правовая база не гарантирует сохранения профиля объектов потребительского рынка шаговой (пешеходной) доступности, а градостроительная практика допускает возможность возникновения дефицита сети на местном уровне.
2.5. Доступность предприятий потребительского рынка АМО для инвалидов и малообеспеченных граждан.
В 2010 - 2012 годах в рамках обеспечения доступности предприятий потребительского рынка для инвалидов и маломобильных граждан переоборудовано 6 предприятий. В 2013 - 2015 годах предполагается переоборудовать не менее 5 объектов.
Тем не менее, проблема обеспечения доступности предприятий потребительского рынка для лиц с ограничениями жизнедеятельности остается нерешенной.
Решение указанных проблем позволит обеспечить качественно новый, более социально ориентированный облик потребительского рынка, будет способствовать поддержанию высоких темпов развития отрасли, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, гарантированно обеспечить значительную часть поступлений в бюджет АМО.
Выполнение Программы связано с наличием ряда рисков. Источниками их существования являются:
а) зависимость конъюнктуры рынка потребительских товаров, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов. В их числе - возможное снижение покупательной способности значительной части населения без мер социальной защиты жителей АМО высокая инфляция и импортная зависимость рынка, в том числе продовольственного;
б) частная собственность предприятий потребительского рынка. Выполнение основных заданий Программы лимитируется возможностью выделения ресурсов, решения по которым принимают частные инвесторы, исходя из предпринимательской целесообразности, в соответствии с конъюнктурой рынка.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на обеспечение развития одного из крупных секторов экономики АМО в интересах его жителей.
В Программе предусматривается преемственность целей и задач социальной и торговой политики администрации АМО, основных направлений развития розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытовых услуг, определенных ранее принятыми нормативно-распорядительными документами.
3.1. Цель Программы состоит в реализации политики администрации АМО в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания: наиболее полное удовлетворение потребностей населения на качественные и безопасные потребительские товары и услуги по доступным ценам за счет обеспечения эффективного развития инфраструктуры отрасли посредством создания благоприятных условий для роста предпринимательской активности, конкуренции и сбалансированного развития различных видов, типов и способов торговли, общественного питания и бытовых услуг.
3.1.1. Для достижения программных целей развития потребительского рынка АМО разработан комплекс мероприятий.
Устанавливаются следующие приоритеты решения проблем развития потребительского рынка в 2013 - 2015 годах:
а) сохранение существующих и создание новых социально ориентированных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
б) дальнейшее развитие сети предприятий потребительского рынка экономкласса, в том числе сетевых дискаунтеров для населения с доходами ниже среднего уровня;
в) обеспечение шаговой (пешеходной) доступности социально ориентированных предприятий потребительского рынка для граждан во всех районах АМО;
г) реализация косвенных мер по сдерживанию роста цен на потребительские товары и услуги;
д) обеспечение качества и безопасности товаров и услуг в предприятиях потребительского рынка АМО, ограничение производства и оборота пищевых продуктов, содержащих ГМО, борьба с контрафактной продукцией;
е) защита прав потребителей;
ж) обеспечение доступности предприятий потребительского рынка АМО для инвалидов и маломобильных граждан;
з) развитие механизмов стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности;
и) совершенствование системы подготовки кадров для предприятий отрасли;
к) совершенствование нормативного правового регулирования в сфере потребительского рынка.
3.2. Программа должна обеспечить решение следующих взаимосвязанных задач:
3.2.1. Реализация комплекса мер по развитию потребительского рынка АМО.
Важной частью Программы является разработка и реализация комплекса мер по следующим направлениям:
а) поддержка социально значимых предприятий потребительского рынка АМО;
б) сохранение занятости на предприятиях потребительского рынка АМО.
Главная задача - не допустить снижения потребления продуктов питания (ниже уровня нормативов потребительской корзины) малоимущими гражданами.
Средствами решения поставленной задачи являются:
а) расширение системы обслуживания льготных категорий граждан АМО в предприятиях потребительского рынка;
б) сохранение в экономике района низкоценовых сегментов потребительского рынка.
В условиях ожидаемого роста цен на импортные товары на потребительском рынке АМО должны быть реализованы меры, направленные на привлечение товаров местных сельхоз- и товаропроизводителей через оптовое звено торговли по приемлемым ценам. Повышение или, по крайней мере, сохранение доли местных продуктов питания на "местном" рынке продовольствия позволит снизить ценовое давление импорта и продукции из других регионов страны.
Для отслеживания ценовой ситуации на потребительском рынке будет проводиться мониторинг предприятий потребительского рынка АМО, в том числе:
а) ассортимента по продовольственным товарам;
б) цен на основные продукты питания;
в) каналов поступления товаров.
Особое внимание в рассматриваемой перспективе будет обращено на сегменты торговли, обслуживающие население с невысокими доходами: рынки, ярмарки и т.п.
3.2.2. Повышение ценовой доступности товаров и услуг.
Целевая группа - население с доходами ниже среднего. Внутри группы выделяется подгруппа - малообеспеченная категория граждан - население с доходами ниже прожиточного минимума.
В качестве главного средства повышения ценовой доступности товаров и услуг Программа предусматривает развитие социально ориентированных предприятий потребительского рынка, а именно:
а) мониторинг цен на товары и услуги на потребительском рынке;
б) реализация комплекса мер по сдерживанию роста цен на продовольственные товары;
в) развитие системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан с предоставлением скидок на товары и услуги в рамках собственных дисконтных программ;
г) развитие сегмента торговли, общественного питания и бытовых услуг экономкласса;
д) развитие сети сезонных, праздничных ярмарок, ярмарок "выходного дня".
Особое внимание предполагается уделить вопросам развития системы товародвижения продовольственных товаров, где высокая звенность товарооборота и наличие многочисленных технологически и организационно излишних посредников приводит к повышению уровня потребительских цен на продукты питания на 20 - 40%.
Необходимым условием и информационной базой для реализации данной группы мероприятий Программы является организация системы ценового мониторинга в сфере потребительского рынка АМО с использованием информационно-коммуникационных технологий.
3.2.3. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке АМО.
Задача повышения качества и обеспечения безопасности товаров и услуг на потребительском рынке АМО будет решаться путем реализации следующего комплекса мер:
а) реализация мер по ограничению производства и оборота пищевых продуктов, содержащих ГМО, с использованием механизмов саморегулирования рынка;
б) развитие технического регулирования и сертификации товаров и услуг.
В рамках сокращения на федеральном уровне перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и закрепления возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия особое значение приобретает дальнейшее развитие и совершенствование систем добровольной сертификации и категорирования в сфере потребительского рынка.
Необходимым условием реализации мер, направленных на усиление контроля качества товаров и услуг, является организация мониторинга ситуации по выполнению законодательных актов РФ, программных и распорядительных документов администрации АМО в сфере потребительского рынка.
Повышение эффективности выполнения контрольных функций на потребительском рынке будет достигнуто координацией деятельности муниципальных органов власти АМО с федеральными правоохранительными, контрольными и надзорными органами в рамках проведения комплексных проверок предприятий потребительского рынка АМО.
3.2.4. Повышение территориальной доступности предприятий потребительского рынка АМО.
Целевая группа - население районов, в которых наблюдается дефицит предприятий шаговой (пешеходной) доступности.
Предполагается осуществить следующие основные мероприятия:
а) мониторинг обеспеченности населения АМО услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания на местном уровне с выявлением "проблемных зон";
б) открытие комплексных предприятий бытового обслуживания населения по типу "мультисервис";
в) развитие сети кафе детской, молодежной и семейной ориентации, в том числе в крупных торговых объектах;
г) упорядочение размещения объектов мелкорозничной сети.
Необходимым условием эффективности мер по повышению территориальной доступности предприятий потребительского рынка является организация мониторинга обеспеченности населения АМО торговыми и бытовыми услугами на местном уровне с выявлением "проблемных зон", образующихся в результате недостаточного уровня развития сети торгового и бытового обслуживания шаговой (пешеходной) доступности.
3.2.5. Обеспечение доступности предприятий потребительского рынка АМО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Программа предусматривает создание условий для социальной адаптации лиц с ограничениями жизнедеятельности в части беспрепятственного посещения объектов потребительского рынка и приобретения товаров и услуг.
В 2013 - 2015 годах предполагается провести необходимые мероприятия с целью обеспечения доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных граждан на действующих предприятиях потребительского рынка АМО.
В конкурсную документацию при проведении торгов на приобретение прав аренды на нежилые помещения в качестве обязательных требований к арендаторам будет рекомендовано включить условия по приспособлению нежилых помещений для инвалидов и других маломобильных граждан.
3.2.6. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения АМО.
Предполагается дальнейшее развитие сети предприятий потребительского рынка, в том числе создание новых качественных торговых площадей, предприятий службы быта и общественного питания, работающих по новым технологиям и оснащенных современным оборудованием.
За период 2013 - 2015 годов предполагается обеспечить ввод 11 объектов торговли (5679,8 кв.м торговой площади), в том числе 3 крупных торговых предприятий (2327,0 кв.м торговой площади), 1 сельскохозяйственный рынок (918,4 кв.м торговой площади). За тот же период будет реконструировано и модернизировано 3 магазина.
В 2013 - 2015 годах будет построено 8 предприятий общественного питания открытой сети, 5 предприятий бытового обслуживания, реконструировано и модернизировано - 1 предприятие общественного питания открытой сети и 3 предприятия службы быта.
Развитие предприятий потребительского рынка АМО осуществляется в соответствии с Концепцией социально-экономического развития АМО на период до 2020 года.
Показатели решения задачи представлены в таблице 1.
Таблица 1
ПОКАЗАТЕЛИ ВВОДА, РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ
ОБЪЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
N
Целевой показатель (результат) решения задачи
Период
2013 год
2014 год
2015 год
1.
Количество вводимых предприятий торговли, кв.м
3
4
4
2.
Количество вводимых предприятий общественного питания общедоступный сети, кол./пост. мест
3/150
3/125
2/75
3.
Количество вводимых предприятий бытового обслуживания, кол./раб. мест
-
-
5/30
4.
Количество реконструированных и модернизированных предприятий торговли (ед./прирост торговой площади за счет реконструкции)
1/-
1/-
1/-
5.
Количество реконструированных и модернизированных предприятий общественного питания (ед./прирост посадочных мест за счет реконструкции)
1/90
-
-
6.
Количество реконструированных и модернизированных предприятий бытового обслуживания (ед.)
1
1
1
3.2.7. Развитие системы товарообеспечения и логистики на потребительском рынке АМО.
Комплекс мероприятий по развитию системы товарообеспечения и логистики на потребительском рынке должен способствовать оптимизации каналов поступления продовольственных и непродовольственных товаров в розничную торговлю АМО.
Предполагается развитие системных форм организации и интеграции розничной и оптовой торговли посредством:
а) развития системных форм организации и интеграции розничной и оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами (развитие сетевых компаний торговли и общественного питания, в том числе за счет расширения сети франчайзинга, развитие системы логистических распределительных центров на действующих предприятиях оптовой торговли продовольствием для организации снабжения на договорных условиях социальных магазинов и магазинов шаговой доступности продовольственными товарами, входящими в "потребительскую корзину");
б) развития инфраструктуры оптовой торговли в звене "опт - мелкий опт - розница" - организация магазинов складов (типа "Кэш энд Керри") с собственной логистикой для снабжения магазинов шаговой (пешеходной) доступности;
в) реализации мер по поддержке отечественных, в том числе "местных" производителей (проведении выставок, ярмарок, развитие прямых поставок продовольственных товаров в розничную торговлю).
3.2.8. Развитие функциональных обеспечивающих подсистем на потребительском рынке АМО.
Разработка и внедрение новых технологий в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения - необходимое условие для развития потребительского рынка.
Реализация кадровой и молодежной политики на потребительском рынке АМО в 2013 - 2015 годах будет осуществляться путем:
а) организации профессионально ориентированной и культурно-просветительской работы с молодежью;
б) внедрения средними специальными учебными учреждениями АМО по подготовке специалистов сферы потребительского рынка современных процессов обучения.
Будут продолжены работы по противодействию терроризму на предприятиях сферы торговли и услуг, в том числе по внедрению современных систем обеспечения безопасности.
3.2.9. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере потребительского рынка АМО.
Основная цель решения задачи - создание необходимых правовых условий и механизмов для обеспечения поступательного развития сферы потребительского рынка АМО в 2013 - 2015 годах:
а) совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере потребительского рынка АМО;
б) обеспечение защиты прав потребителей и поддержка предпринимателей на потребительском рынке АМО.
Приоритетным в развитии нормативно-правового обеспечения сферы потребительского рынка является приведение нормативных правовых актов АМО в соответствие с изменениями федерального законодательства.
В ходе реализации Программы будет обеспечена координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей по защите прав потребителей, в том числе в части проведения независимых экспертиз качества и безопасности товаров (услуг), соответствия потребительским свойствам товаров (услуг) заявленной продавцами информации о них.
В области повышения качества обслуживания, развития комплексных предприятий потребительского рынка АМО нормотворческая деятельность должна быть направлена на приоритетную поддержку развития торговли товарами отечественных производителей, формирования конкурентной среды в отрасли. Одним из направлений в этой области является разработка нормативных документов, обеспечивающих государственную финансовую, организационную, информационную поддержку социально ориентированной торговой инфраструктуры.
Задачи Программы являются комплексными и носят долгосрочный характер. Целевые индикаторы и показатели устанавливаются на уровне задач по каждому мероприятию по годам их реализации.
4. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
N
п/п
Наименование мероприятия
Сроки исполнения
Объем финансирования, тыс. руб.
Ответственный исполнитель
Всего
в том числе по годам:
2013 год
2014 год
2015 год
1.
Мероприятия по реализации мер по развитию потребительского рынка АМО
1.1.
Поддержка социально значимых предприятий потребительского рынка и услуг
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
1.2.
Сохранение занятости на предприятиях потребительского рынка АМО
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
2.
Мероприятия по повышению ценовой доступности товаров и услуг
2.1.
Мониторинг цен на товары и услуги на потребительском рынке
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Отдел
2.2.
Реализация комплекса мер по сдерживанию роста цен на продовольственные товары
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Отдел
2.3.
Развитие системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан с предоставлением скидок на товары и услуги в рамках собственных дисконтных программ
2013 - 2015 гг.
3300,0
Внебюджетные источники
-
1650,0
1650,0
Предприятия потребительского рынка
2.4.
Развитие сегмента торговли, общественного питания и бытовых услуг экономкласса
2013 - 2015 гг.
20000,0
Внебюджетные источники
-
10000,0
10000,0
Предприятия потребительского рынка, администрации поселений АМО
2.5.
Развитие сети сезонных, праздничных ярмарок, ярмарок "Выходного дня"
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
3.
Мероприятия по повышению качества и обеспечению безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке АМО
3.1.
Реализация мер по ограничению производства и оборота пищевых продуктов, содержащих ГМО, с использованием механизмов саморегулирования рынка
3.1.1.
Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов на потребительском рынке АМО
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Отдел совместно с ТО Роспотребнадзора по г. Ангарску Иркутской области
3.2.
Развитие технического регулирования и сертификации товаров и услуг
3.2.1.
Создание информационной базы данных предприятий торговли, которые внедрили или приступили к внедрению систем менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями технических регламентов
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Отдел
3.2.2.
Реализация мер по повышению престижа предприятий - участников региональной системы добровольной сертификации
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Отдел
3.2.3.
Проведение семинаров и консультаций по внедрению систем добровольной сертификации в сфере потребительского рынка
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Отдел, органы по сертификации
4.
Мероприятия по повышению территориальной доступности предприятий потребительского рынка АМО
4.1.
Мониторинг обеспеченности населения АМО услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания на местном уровне с выявлением "проблемных зон"
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Отдел
4.2.
Открытие комплексных предприятий бытового обслуживания населения по типу "мультисервис"
2013 - 2015 гг.
5000,0
Внебюджетные источники
-
2500,0
2500,0
Предприятия потребительского рынка
4.3.
Развитие сети кафе детской, молодежной и семейной ориентации, в том числе в крупных торговых объектах
2013 - 2015 гг.
50000,0
Внебюджетные источники
5000,0
20000,0
25000,0
Предприятия потребительского рынка
4.4.
Упорядочение размещения объектов мелкорозничной сети
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Отдел, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации АМО, Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ангарска
5.
Мероприятия по обеспечению доступности предприятий потребительского рынка АМО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
5.1.
Реализация мер по обеспечению доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных граждан на действующих предприятиях потребительского рынка
2013 - 2015 гг.
3000,0
Внебюджетные источники
500,0
1000,0
1500,0
Предприятия потребительского рынка
6.
Мероприятия по формированию современной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения АМО
6.1.
Открытие, реконструкция и модернизация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения
2013 - 2015 гг.
140700,0
Внебюджетные источники
25000,0
45700,0
70000,0
Предприятия потребительского рынка
6.2.
Увеличение качественных торговых площадей за счет открытия крупных торговых объектов
2013 - 2015 гг.
300000,0
Внебюджетные источники
-
120000,0
180000,0
Предприятия потребительского рынка
7.
Мероприятия по развитию системы товарообеспечения и логистики на потребительском рынке АМО
7.1.
Развитие системных форм организации и интеграции розничной и оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами
7.1.1.
Развитие сетевых компаний торговли и общественного питания, в том числе за счет расширения сети франчайзинга
2013 - 2015 гг.
10000,0
Внебюджетные источники
2000,0
3000,0
5000,0
Предприятия потребительского рынка
7.1.2.
Развитие системы логистических распределительных центров на действующих предприятиях оптовой торговли продовольствием для организации снабжения на договорных условиях социальных магазинов и магазинов шаговой доступности продовольственными товарами, входящими в "потребительскую корзину"
2013 - 2015 гг.
10000,0
Внебюджетные источники
-
5000,0
5000,0
Предприятия потребительского рынка
7.2.
Развитие инфраструктуры оптовой торговли в звене "опт - мелкий опт - розница" - организация магазинов-складов (типа "Кэш энд Керри") с собственной логистикой для снабжения магазинов шаговой (пешеходной) доступности
2013 - 2015 гг.
10000,0
Внебюджетные источники
-
5000,0
5000,0
Предприятия потребительского рынка
7.3.
Реализация мер по поддержке отечественных, в том числе "местных" производителей
7.3.1.
Проведение выставок, ярмарок с целью поддержки "местных" производителей, развития прямых поставок продовольственных товаров в розничную торговлю
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
8.
Мероприятия по развитию функциональных обеспечивающих подсистем на потребительском рынке АМО
8.1.
Стимулирование предприятий потребительского рынка к внедрению новых технологий с целью повышения качества оказываемых услуг
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
8.2.
Реализация кадровой и молодежной политики на потребительском рынке АМО
8.2.1.
Организация профессионально ориентированной и культурно-просветительской работы с молодежью
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
8.2.2.
Внедрение современных процессов обучения
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Средние специальные учебные учреждения по подготовке специалистов сферы потребительского рынка
8.3.
Развитие современных систем обеспечения безопасности на предприятиях потребительского рынка
2013 - 2015 гг.
5000,0
Внебюджетные источники
-
2500,0
2500,0
Предприятия потребительского рынка
9.
Мероприятия по совершенствованию правового регулирования в сфере потребительского рынка АМО
9.1.
Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере потребительского рынка АМО
Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ имеет название
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации", а не "Об основах государственного регулирования
и развития торговой деятельности в Российской Федерации".
------------------------------------------------------------------
9.1.1.
Приведение правовых актов АМО в сфере торговли в соответствие с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации"
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
9.2.
Обеспечение защиты прав потребителей и поддержка предпринимателей в сфере потребительского рынка АМО
9.2.1.
Координация деятельности территориальных органов исполнительной власти АМО, общественных объединений потребителей по защите прав потребителей в сфере потребительского рынка
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
9.2.2.
Совершенствование организации работы горячей линии по приему жалоб и заявлений от населения АМО
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
9.2.3.
Координация деятельности общественных объединений потребителей в части проведения независимых экспертиз качества и безопасности товаров (услуг), а также соответствия потребительским свойствам товаров (услуг) заявленной продавцами информации о них
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
9.2.4.
Повышение информированности населения информационных ресурсов и средства массовой информации:
а) о состоянии и перспективах развития сферы потребительского рынка АМО;
б) о действующем законодательстве по защите прав потребителей и поддержке предпринимателей;
в) о пищевых продуктах, содержащих ГМО;
г) о преимуществах продуктов питания, имеющих сертификат соответствия;
д) об утверждении технических регламентов на продукцию
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
9.2.5.
Организация освещения в средствах массовой информации итогов конкурсов на лучшее предприятие потребительского рынка АМО
2013 - 2015 гг.
-
-
-
-
Администрации поселений АМО, Отдел
ИТОГО ПО МЕРОПРИЯТИЯМ:
557000,0
32500,0
216350,0
308150,0
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Ответственным исполнителями Программы является Отдел.
В процессе исполнения исполнителем ежегодно готовится отчет о ходе реализации Программы согласно перечню мероприятий пункта 4 настоящей Программы, и представляют его на рассмотрение Экспертному совету.
Контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель главы администрации АМО.
6. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Целевые показатели Программы устанавливаются в соответствии с наиболее вероятным вариантом развития потребительского рынка АМО (таблица 1). Указанные показатели могут быть скорректированы при изменении внешних факторов социально-экономического развития.
Таблица 1
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
(в ред. постановления администрации
Ангарского муниципального образования
от 30.05.2014 № 683-па)
№ п/п
Наименование целевого показателя
Единица измерения
Значение целевого показателя
до реализации программы
в результате реализации программы
в том числе по годам:
2013 год
2014 год
2015 год
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Оборот розничной торговли
млн. руб.
22011,3
27901,4
23486,0
25364,9
27901,4
2.
Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах
%
106,7
110
106,7
108
110
3.
Оборот розничной торговли на душу населения
тыс. руб.
90,4
114,6
96,5
104,2
114,6
4.
Оборот общественного питания
млн. руб.
890,2
1194,0
969,4
1066,3
1194,0
5.
Темп роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах
%
108,9
112
108,9
110
112
6.
Оборот общественного питания на душу населения
руб.
3656,2
4905,0
3981,6
4379,8
4905,0
7.
Объем реализации бытовых услуг
млн. руб.
851,9
876,6
834,9
834,9
876,6
8.
Темп роста объема реализации бытовых услуг населению в сопоставимых ценах
%
94
105
98
100
105
9.
Оборот платных бытовых услуг на душу населения
руб.
3483,0
3600,0
3428,5
3428,5
3600,0
10.
Обеспеченность в предприятиях потребительского рынка на 1000 жителей:
699,1
742
713
727
742
а) торговая площадь
кв.м
171009,0
181476,0
174429,0
177918,0
181476,0
б) число посадочных мест в предприятиях общественного питания (общедоступная сеть)
ед.
11368
12064
11595
11827
12064
в) число рабочих мест в предприятиях бытового обслуживания
чел.
2826
3000
2883
2940
3000
11.
Удельный вес новых и модернизированных предприятий в общем количестве предприятий потребительского рынка и услуг:
а) торговля
%
12,2
13,2
12,4
12,8
13,2
б) общественное питание
%
11,0
13,2
12,0
12,7
13,2
в) бытовое обслуживание
%
4,8
5,8
4,9
5,1
5,8
12.
Привлечение в развитие инвестиционных ресурсов из негосударственных источников (средства предприятий, инвесторов и др.) в развитие инфраструктуры и строительство предприятий потребительского рынка и услуг
тыс. руб.
470000,0
557000,0
32500,0
216350,0
308150,0
13.
Количество социально ориентированных хозяйствующих субъектов потребительского рынка
ед.
108
132
110
120
132
14.
Количество жалоб и заявлений от потребителя в год
ед.
1667
1050
1148
1100
1050
Глава администрации АМО
А.А.МЕДКО
------------------------------------------------------------------