По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Иркутского УФАС России от 21.03.2013 N 147 <О признании ненадлежащей рекламы, распространенной на рекламной конструкции, поскольку в данной рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к рекламируемой медицинской услуге и необходимости консультации со специалистом>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. № 147

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 162 по признакам нарушения рекламного законодательства от 07.02.2013, возбужденное по факту распространения на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...>, в непосредственной близости со зданием № 35, рекламы следующего содержания: "ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ "Э" квантовые и лазерные технологии, ультразвуковая кавитация и радиочастотный лифтинг, комплексный уход за лицом и телом, <...>",
в отсутствие представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
Рекламодателя - ИП "П1", надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, заявившей ходатайство (вх. № 2847 от 21.03.2013) о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Рекламораспространителя - ООО "П2", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, заявившего ходатайство (вх. № 2800 от 20.03.2013) о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества,

установила:

С 1 октября 2012 года по 26 октября 2012 года по адресу: <...> на основании приказа заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области № 359 от 25.09.2012 была проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "П2" с целью проверки соблюдения требований рекламного законодательства при распространении рекламы обществом с ограниченной ответственностью "П2" на территории Иркутской области. Данная проверка утверждена ежегодным планом проведения контрольных мероприятий, который размещен на Интернет-сайте <...>.
Согласно Свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице серии <...> № <...> общество с ограниченной ответственностью "П2" (сокращенное наименование - ООО "П2") зарегистрировано Инспекцией МНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области за основным государственным регистрационным номером <...>.
В соответствии с п. 2.4 Устава Общество осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности:
- реклама, представительские услуги;
- маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности;
- посредническая деятельность;
- сдача в аренду имущества.
В соответствии с п. 1.3 Устава почтовый адрес общества: <...>.
В соответствии с представленными ООО "П2" документами данному обществу принадлежат 55 (пятьдесят пять) рекламных конструкций, расположенных на территории Иркутской области, из которых 40 (сорок) конструкций установлены в городе Братске Иркутской области, 9 (девять) конструкций расположены в городе Усть-Илимск Иркутской области, 2 (две) конструкции находятся в городе Усть-Кут Иркутской области, 3 (три) конструкции располагаются на территории города Тулуна Иркутской области и 1 (одна) рекламная конструкция установлена в городе Усолье-Сибирское Иркутской области.
Лицами, уполномоченными на проведение проверки, с 1 октября 2012 года по 26 октября 2012 года проверена на соответствие требованиям рекламного законодательства реклама, распространявшаяся на 55 рекламных конструкциях.
В ходе проведения проверки выявлена реклама, распространенная на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...>, в непосредственной близости со зданием № 35, следующего содержания: "ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ "Э" квантовые и лазерные технологии, ультразвуковая кавитация и радиочастотный лифтинг, комплексный уход за лицом и телом, <...>".
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ:
1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
2) объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
3) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемой рекламе центра эстетической медицины "Э" объектами рекламирования выступают непосредственно сам центр эстетической медицины "Э", а также оказываемые медицинские услуги (ультразвуковая кавитация и радиочастотный лифтинг).
На основании части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Рассматриваемая реклама центра эстетической медицины "Э" не содержит предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В связи с выявленными признаками нарушения требований ФЗ "О рекламе" определением № 162 от 07.02.2013 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области возбуждено дело по признакам нарушения требований рекламного законодательства.
К участию в рассмотрении дела № 162 от 07.02.2013 в качестве лиц, в действиях которых содержаться признаки нарушения рекламного законодательства, привлечены ООО "П2" и ИП "П1".
До даты рассмотрения дела № 162 в УФАС России по Иркутской области поступили письменные пояснения ООО "П2" (вх. № 1988 от 26.02.2013), из существа которых следует, что ООО "П2", являясь собственником рекламной конструкции, получает доход исключительно от сдачи данной конструкции в аренду, поскольку рекламная конструкция, на которой распространялась рассматриваемая реклама в силу договора № 85/2012 от 01.04.2012, заключенного между ООО "П2" и ИП "П1", передана ИП "П1" во временное владение и пользование, то, по мнению ООО "П2", в действиях общества отсутствуют признаки нарушения требований ФЗ "О рекламе" как рекламораспространителя.
Согласно письменным пояснениям ИП "П1" следует, что при изготовлении рекламного баннера в ноябре 2011 года работниками ООО "П2" не уточнялась информация о том, имеется ли у ИП "П1" лицензия на осуществление медицинской деятельности, а также не сообщалось о необходимости размещения в рекламе информации о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом. Сведения о необходимости разместить указанную информацию до ИП "П1" сотрудниками ООО "П2" доведены в январе 2013 г. ИП "П1" изготовила и разместила необходимую информацию, что подтверждается представленными фотографиями. В связи с чем ИП "П1" считает, что в ее действиях отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", поскольку, по ее мнению, Закон "О рекламе" должен знать рекламораспространитель.
Определением № 260 от 28.02.2013 рассмотрение дела № 162 назначено на 21.03.2013.
На рассмотрение данного дела лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, не явились, своих представителей также не направили.
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила).
На основании пункта 30 Правил рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
В связи с тем, что на дату рассмотрения дела в распоряжении Комиссии имелись доказательства надлежащего и своевременного извещения ООО "П2" о времени и месте рассмотрения дела, притом что от ИП "П1" поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, Комиссия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В результате анализа представленных документов и пояснений Комиссией установлено следующее:
Комитетом по градостроительству администрации города Братска 04.03.2011 ООО "П2" выдано разрешение № 13/2011 на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования города Братска, по адресу: <...>, 48 метров южнее здания 35 по проспекту Ленина.
01.03.2011 между ООО "П2" и Комитетом по градостроительству администрации города Братска (далее - Комитет) заключен договор № 5/21 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в собственности или распоряжении муниципального образования города Братска, по указанному выше адресу.
Согласно договору аренды № 85/2012 от 01.04.2012 ООО "П2" (арендодатель) передало ИП "П1" (арендатор) во временное владение и пользование отдельно стоящую конструкцию, рекламной площадью 18 кв.м на период с 01.04.2012 по 31.12.2012.
Пунктом 3.1 указанного договора предусмотрено, что арендатор принимает указанное имущество в аренду на условиях ежемесячной оплаты арендодателю арендной платы в размере 12000 (двенадцати тысяч) рублей в месяц.
ИП "П1" в период с марта 2012 г. по август 2012 г. ежемесячно оплачивала ООО "П2" сумму в размере 12000 рублей, что подтверждается приходно-кассовым ордером № 287 от 22.05.2012, платежным поручением № 42 от 26.04.2012, платежным поручением № 53 от 25.05.2012, платежным поручением № 68 от 28.06.2012, платежным поручением № 75 от 31.07.2012, платежным поручением № 84 от 31.08.2012.
Актами № БО2813 от 30.09.2012, № БО2406 от 31.08.2012, № БО2066 от 31.07.2012, № БО1667 от 30.06.2012, № БО1306 от 31.05.2012, № БО01029 от 30.04.2012 закреплено, что ИП "П1" претензий по качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются: центр эстетической медицины "Э", а также оказываемые медицинские услуги.
На основании части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющимся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по косметологии.
Согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности № <...> от 27.09.2007 ИП "П1" вправе оказывать медицинские услуги при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по косметологии.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н (далее - Номенклатура).
На основании подраздела 001 раздела 01 класса "A22" указанной Номенклатуры медицинскими услугами являются: Ультразвуковое лечение кожи.
В силу подраздела 003 раздела 008 класса "B" Номенклатуры медицинской услугой является прием (осмотр, консультация) врача-косметолога.
Вместе с тем рассматриваемая реклама центра эстетической медицины "Э" не содержит предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, в связи с чем нарушает требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктами 6 и 7 ст. 38 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ РФ за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
По результатам проведенного расследования, анализа представленных документов и рассмотрения дела установлено, что ИП "П1" является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Следовательно, ИП "П1" как рекламодателем и как рекламораспространителем допущено нарушение части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется. Таким образом, нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе устранено в добровольном порядке.
Учитывая, что нарушение рекламного законодательства устранено в добровольном порядке до принятия Комиссией решения, руководствуясь п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия считает нецелесообразным выдачу предписания.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36, статьи 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства от 17.08.2006 № 508, Комиссия

решила:

1) признать рекламу, распространенную в период с 01.04.2012 по 31.12.2012 на рекламной конструкции расположенной по адресу: <...>, в непосредственной близости со зданием № 35, следующего содержания: "ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ "Э" квантовые и лазерные технологии, ультразвуковая кавитация и радиочастотный лифтинг, комплексный уход за лицом и телом, <...>", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", а именно: отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к рекламируемой медицинской услуги и необходимости консультации со специалистом;
2) прекратить участие ООО "П2" в рассмотрении дела;
3) предписание не выдавать в связи с тем, что рассматриваемая реклама больше не распространяется;
4) передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении виновных лиц.
Решение изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 г.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента вынесения в установленном законом порядке.


------------------------------------------------------------------