По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Иркутского УФАС России от 15.01.2014 N 1092 <О признании незаконными заключения предприятием, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по размещению твердых бытовых отходов с контрагентом - исполнителем коммунальных услуг путем ненаправления акцепта на полученную оферту>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 15 января 2014 г. № 1092

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 15 января 2014 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии директора МУП "У1" <...>, действующей на основании прав по должности;
в отсутствие представителей ООО "У2", ИП К., МУП "Г", ООО "У3", ходатайствующих о рассмотрении дела в отсутствие представителей, ООО "У4", ООО "У5", уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело № 402 от 27.09.2013,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ООО "У2" о нарушении со стороны МУП "У1" требований антимонопольного законодательства в части необоснованного отказа от заключения договора на (утилизацию) захоронение ТБО.
В ходе анализа документов, представленных ООО "У2", МУП "У1", ИП К., МУП "Г", ООО "Р1", Управлением установлено следующее.
Муниципальным образованием "Нижнеилимский район" на основании договора аренды земельного участка № 16-10 от 18.03.2010 муниципальному унитарному предприятию "У1" (далее - МУП "У1"; место нахождения: 665651, <...>; ИНН <...>; ОГРН <...>) передан земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: Иркутская область, <...>, под городской полигон твердых бытовых отходов.
Предприятие имеет лицензию № 038 00077 от 20.06.2012 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 класса опасности.
Постановлением главы МО "Железногорск-Илимское городское поселение" от 26.09.2011 № 328 для предприятия установлен тариф на утилизацию (захоронение) ТБО в размере 91,63 руб./куб.м (без НДС) с 01.10.2011.
18.03.2013 ООО "У2" (далее - Заявитель, ООО "У2"; 665653, <...>; ИНН <...>; ОГРН <...>) обратилось в МУП "У1" с просьбой заключить договор на оказание услуг по захоронению ТБО с 1 апреля 2013 г., указав, что осуществление вывоза ТБО будет производиться транспортными средствами ИП К. на основании заключенного между сторонами договора.
На указанное письмо 19.03.2013 МУП "У1" направлен ответ о том, что предприятие заключило договор на прием ТБО с ИП К., в связи с чем вопросы по захоронению ТБО следует решать с указанным индивидуальным предпринимателем, который оказывает ООО "У2" услуги по сбору и транспортировке ТБО. Кроме того, МУП "У1" указало, что заключает договоры только с предприятиями и ИП, которые имеют специализированный автотранспорт.
Так как в ходе проведенного антимонопольного расследования не нашел документального подтверждения факт направления ООО "У2" надлежащим образом составленной оферты, у Иркутского УФАС отсутствуют основания для квалификации действий МУП "У1" по п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) как экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора на утилизацию (захоронение) ТБО.
Вместе с тем Управлением установлено, что у МУП "У1" заключены договоры на оказание услуг по захоронению ТБО со следующими хозяйствующими субъектами:
1) МУП "Г" (далее - МУП "Г"; 665653, <...>; ИНН <...>), договор № 102/12 от 31.10.2012, в соответствии с п. 2.3 протокола разногласий к которому заказчик ежемесячно производит оплату исполнителю за оказанные услуги по приему и захоронению ТБО от жилого фонда, обслуживаемого МУП "Г", согласно норме накопления на одного жителя на основании распоряжения мэра Нижнеилимского района № 1053 от 30.09.2003. От предприятий и бюджетных организаций по фактически собранным куб.м.
Оплата стоимости за оказанные услуги по приему и захоронению ТБО в текущем расчетном периоде производится заказчиком на основании счета и счета-фактуры, выставленных исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом (п. 2.4);
2) ИП К. (665653, <...>; ИНН <...>), договор № 02/13 от 28.01.2013, в соответствии с п. 2.3 которого оплата производится ежемесячно за фактически оказанные услуги по приему и захоронению ТБО, рассчитанному по количеству пройденных автомобилей (согласно тех. паспорту), их вместимостью (п. 2.3).
Согласно п. 2.4 заказчик осуществляет предоплату 50% от планового объема ТБО до 20 числа текущего месяца на основании счета, выставленного предприятием. Окончательный расчет ИП К. осуществляет по факту пройденных машин согласно счету и счету-фактуре, выставленных предприятием до 10 числа, следующего за расчетным периодом;
3) ООО "У6" (665653, <...>; ИНН <...>; ОГРН <...>), договор № 1/12 от 20.07.2012, в соответствии с п. 2.3 которого заказчик ежемесячно производит оплату исполнителю за оказанные услуги (работы) по приему и захоронению ТБО, образованные гражданами г. Железногорск-Илимский, в соответствии с расчетным объемом ТБО по настоящему договору, который составляет 6489 куб.м в год, 540,75 куб.м в месяц.
Оплата стоимости за оказанные услуги (работы) по приему и захоронению ТБО в текущем расчетном периоде производится заказчиком на основании счета и счета-фактуры, выставленных исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Из сравнения условий вышеуказанных договоров следует, что МУП "У1" заключает договоры на утилизацию (захоронение) ТБО с хозяйствующими субъектами на различных условиях, что нарушает требования действующего законодательства, так как в силу ст. 426 ГК РФ договор на утилизацию (захоронение) ТБО является публичным, а в соответствии с п. 61 постановления Правительства РФ от 30.12.2009 № 1140 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса" информация об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг, должна содержать сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий доступа на товарный рынок.
Ввиду того, что утилизация (захоронение) ТБО является специфической услугой и оказывается, как правило, по месту нахождения, скопления отходов, границы рынка услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных (бытовых) отходов являются локальными, совпадающими с границей территории, для которой определен объект утилизации, в связи с чем МУП "У1" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению (захоронению) твердых (коммунальных) бытовых отходов в географических границах г. Железногорск-Илимский с долей в 100%.
На основании изложенного, приказом № 402 от 27.09.2013 в отношении МУП "У1", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных (бытовых) отходов в географических границах г. Железногорск-Илимский Иркутской области, возбуждено дело по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ в части заключения договоров на оказание услуг по захоронению ТБО с хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз ТБО, на различных условиях, что влечет ограничение конкуренции на рынке услуг по вывозу ТБО в географических границах г. Железногорск-Илимский.
Определением № 1431 от 27.09.2013 дело № 402 от 27.09.2013 назначено к рассмотрению на 29.10.2013.
29.10.2013 в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель ООО "У2" пояснил, что 20 сентября 2013 г. обществом в адрес МУП "У1" направлена оферта о заключении договора на оказание услуг по захоронению ТБО. 24 сентября 2013 г. оферта получена МУП "У1", однако до настоящего времени никакого ответа в адрес общества не направлено.
Представитель МУП "Г" по существу возбужденного дела пояснил, что 31.10.2012 между МУП "У1" и МУП "Г" заключен договор № 102/12 от 31.10.2012 на оказание услуг по захоронению ТБО, согласно которому заказчик (МУП "Г") поручает, а исполнитель (МУП "У1") принимает на себя обязательства по оказанию услуг на захоронение ТБО.
С 31.10.2012 предприятие предоставляет автотранспортные услуги по транспортировке ТБО на полигон 5 управляющим компаниям, с двумя из которых у МУП "У1" напрямую заключен договор (ООО "У4", ООО "У3"). А между МУП "У1" и ООО "У7", ООО "У2", ООО "У5" - МУП "Г" является посредником, вследствие чего счета МУП "У1" за ТБО указанных управляющих компаний выставляет предприятию, а оно в последующем перевыставляет их ООО "У7", ООО "У2", ООО "У5", в связи с чем несет дополнительные расходы. По мнению предприятия, избежать перевыставления счетов возможно посредством заключения договоров на размещение (захоронение) ТБО МУП "У1" непосредственно с управляющими компаниями. Однако МУП "У1" отказывается заключать указанные договоры с ООО "У7", ООО "У2", ООО "У5" ввиду отсутствия у указанных хозяйствующих субъектов специализированного автотранспорта для сбора и транспортировки ТБО.
Кроме того, представитель предприятия отметил, что ООО "У7" прекратило свое существование и осталось должно МУП "Г" 46064 рубля за оказание услуг по захоронению ТБО МУП "У1", тогда как собственником ТБО являлось ООО "С", а МУП "Г" - только перевозчиком.
ИП К. по существу возбужденного дела пояснил, что также был вынужден заключить с МУП "У1" договор, содержащий невыгодные условия, так как в противном случае его специализированный автотранспорт не допустили бы на единственный в г. Железногорск-Илимский полигон ТБО.
Предприниматель отметил, что между ним и ООО "У2" заключен договор на оказание услуг по вывозу и транспортировке ТБО от 01.02.2013. Однако счета за объемы утилизированных отходов ТБО от жилфонда ООО "У2" МУП "У1" выставляет предпринимателю, который в свою очередь перевыставляет их управляющей компании, в связи с чем так же, как и МУП "Г", несет финансовые потери в размере 6% налога по упрощенной системе налогообложения, а также бухгалтерские и банковские расходы. Выходом из данной ситуации, по мнению предпринимателя, было бы заключение управляющими компаниями договоров на утилизацию (захоронение) ТБО напрямую с МУП "У1".
На рассмотрение дела 29.10.2013 представитель МУП "У1" направлен не был, однако во исполнение определения предприятием представлены письменные пояснения, согласно которым МУП "У1" заключен договор на сбор (утилизацию) ТБО с ИП К. Пунктом 2.4 договора содержит условие о предоплате за данную услугу. Указанное условие было включено в договор по соглашению сторон с целью защиты имущественных интересов предприятия, так как ИП К. является физическим лицом. Объем ввозимых на полигон ИП К., МУП "Г" ТБО определяется по количеству пройденных автомашин и технических характеристик по их вместимости ТБО, указанных в приложении к договорам. Так как МУП "У1" не имеет договорных отношений с ООО "У5", ООО "У2", счета на оплату услуг по захоронению ТБО этим хозяйствующим субъектам предприятием выставляются перевозчикам. Кроме того, в пояснениях МУП "У1" отметило, что ведет активную деятельность по расторжению с хозяйствующими субъектами ранее заключенных договоров.
На основании изложенного Иркутским УФАС России в порядке ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, МУП "У1" выдано предупреждение о необходимости прекращения действий по уклонению от заключения договора на оказание услуг по захоронению ТБО с ООО "У2" и рассмотрения в срок до 20 ноября 2013 г. оферты на заключение договора на оказание услуг по захоронению ТБО.
Комиссией Иркутского УФАС России принято решение о привлечении в качестве третьих лиц ООО "У4", ООО "У3", ООО "Н", так как их права и законные интересы могут быть затронуты в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, о чем вынесено соответствующее определение № 1614 от 29.10.2013. На основании изложенного определением № 1615 от 29.10.2013 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 25.11.2013.
25.11.2013 в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель ООО "Р2" (665653, <...>, ИНН <...>) пояснил, что в средствах массовой информации была размещена информация о необходимости заключения хозяйствующими субъектами с МУП "У1" договоров на утилизацию (захоронение) ТБО. После чего в адрес общества предприятием было направлено соответствующее уведомление с приложением проекта договора и расчетов по нему, в соответствии с которыми сторонами был заключен договор № 7/12 от 27 июля 2012 г. Однако 06.10.2013 ООО "Р2" было получено уведомление о расторжении вышеуказанного договора, но до настоящего времени он не расторгнут.
Кроме того, представителем общества к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства приобщены уведомление (исх. № 13-230 от 14.10.2013), направленное МУП "У1", о том, что согласно решению УФАС по Иркутской области о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" по жалобе ООО "У2" направляется соглашение о расторжении договора на услуги по захоронению ТБО № 7/12 от 27.07.2012. По вопросам утилизации ТБО от обслуживаемого жилфонда рекомендовано обращаться к перевозчикам, имеющим специализированный транспорт, а также уведомление (исх. № 13-249 от 06.10.2013) следующего содержания: "Руководствуясь условиями п. 6.1 договора на оказание услуг по захоронению ТБО, МУП "У1" извещает Вас о невозможности продления действия договора на 2014 г., в связи с чем договор № 7/12 от 27.07.2012 с 01.01.2014 считается расторгнутым.
Представителем ООО "У4" (665653, <...>; ИНН <...>; ОГРН <...>) даны пояснения о том, что 27 июля 2012 г. между обществом и МУП "У1" заключен договор № 10/12 на оказание услуг по захоронению ТБО. Однако с 1 ноября 2013 г. указанный договор расторгнут предприятием в одностороннем порядке, после чего машины ООО "У4" перестали пускать на полигон и общество было вынуждено заключить договор на оказание услуг по вывозу ТБО с МУП "Г".
ООО "Н" (665653, <...>; ИНН <...>) даны аналогичные пояснения о том, что договор № 9/12 от 17 июля 2012 г. был расторгнут МУП "У1" в одностороннем порядке.
На рассмотрение дела представитель МУП "У1" не направлен, однако в адрес Управления представлены письменные пояснения, из существа которых следует, что предприятие никогда не отказывало ООО "У2" в приеме на полигон ТБО, собранных с обслуживаемого им жилого фонда. ТБО принимается через транспортную организацию. Проекты договоров на услуги по захоронению ТБО, направленные ООО "У2" в адрес МУП "У1", возвращены без удовлетворения.
ООО "У2" на заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке ст. 23 Закона о защите конкуренции заявлено ходатайство о выдаче МУП "У1" предписания о понуждении к заключению договора на захоронение (утилизацию) ТБО с ООО "У2".
Определением № 1763 от 25.11.2013 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 24.12.2013.
Ввиду неисполнения МУП "У1" предупреждения антимонопольного органа от 29.10.2013 действия предприятия дополнительно квалифицированы по признакам нарушения требований п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" как экономически или технологически необоснованный отказ (уклонение) от заключения договора на утилизацию (захоронение) ТБО с контрагентом - исполнителем коммунальных услуг (ООО "У2") путем нерассмотрения полученной оферты.
24.12.2013 МУП "У1" представлены письменные пояснения по факту дополнительной квалификации антимонопольным органом действий предприятия, из существа которых следует, что ТБО с момента начала деятельности ООО "У2" и по настоящее время принимаются на полигон и захораниваются. Вместе с тем заключение прямого договора на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО с ООО "У2", как и с другими организациями, не имеющими специализированного транспорта, для МУП "У1" невозможно.
Кроме того, предприятием отмечено, что часто на полигон ТБО попадали опасные отходы, замаскированные под неопасные, что также явилось основанием для установления требования о наличии специализированного автотранспорта.
24.12.2013 на заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства директор МУП "У1" нарушение антимонопольного законодательства в действиях предприятия по заключению договоров на захоронение (утилизацию) ТБО с хозяйствующими субъектами на различных условиях и отказу в заключении указанного договора с ООО "У2" не признал. Доводы, изложенные в ранее направленных в адрес Управления письменных пояснениях, поддержал в полном объеме.
В ходе рассмотрения на заседании Комиссии Иркутского УФАС России имеющихся материалов, представленных сторонами пояснений установлено следующее.
Статьей 5 Закона о защите конкуренции определено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
МУП "У1" на основании договора аренды № 16-10 от 18.03.2010 передан земельный участок, расположенный по адресу: <...>, под городской полигон твердых бытовых отходов.
Предприятие занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению (захоронению) твердых (коммунальных) бытовых отходов в географических границах г. Железногорск-Илимский Иркутской области, так как согласно сведениям, представленным администрацией МО "Железногорск-Илимское городское поселение", на территории муниципального образования это единственный полигон ТБО.
20 сентября 2013 г. ООО "У2" направило в адрес МУП "У1" оферту для заключения договора на оказание услуг по захоронению ТБО от жилого фонда.
В силу статьи 435 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) под офертой понимается предложение, адресованное конкретному физическому или юридическому лицу либо любому иному лицу, которое предполагает, что отправитель предложения намерен заключить договор с другим лицом - получателем оферты, который в свою очередь примет адресованное ему предложение. Допускается направление оферты неопределенному кругу лиц.

Обязательным условием оферты является наличие в ней существенных условий предлагаемого к заключению договора. Предложение считается сделанным с момента фактического его получения адресатом. Если адресат *** оферту, то с этого момента инициатор направления предложения (оферент) обязан совершить обещанные в оферте действия. Предложение может быть отозвано, в таком случае этот отзыв должен быть получен акцептантом до получения оферты или одновременно с ее получением.
Срок для акцепта может указать лицо, сделавшее предложение заключить договор. Если в оферте, направленной в письменной форме, срок не определен, то в соответствии со ст. 441 ГК РФ применяется срок, установленный законом или иными правовыми актами. Так, ст. 445 ГК РФ устанавливает тридцатидневный срок для акцепта оферты лицом, для которого заключение договора является обязательным.
Однако в установленный законом 30-дневный срок акцепт МУП "У1" в адрес ООО "У2" направлен не был.
Необходимо отметить, что молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон (ч. 2 ст. 438 ГК РФ). Таким образом, действие МУП "У1" свидетельствует об уклонении в заключении договора на утилизацию (захоронение) ТБО с ООО "У2".
Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства предприятию выдано предупреждение от 29.10.2013 о прекращении действий по уклонению от заключения договора на оказание услуг по захоронению ТБО с ООО "У2" и рассмотрении в срок до 20 ноября 2013 г. оферты на заключение вышеуказанного договора. 22.10.2013 МУП "У1" в адрес антимонопольного органа направлен ответ о невозможности исполнения предупреждения ввиду того, что с 1 января 2014 г. по инициативе МУП "У1" все договоры на оказание услуг по захоронению ТБО с хозяйствующими субъектами, не имеющими специализированного автотранспорта, расторгаются. Прямые договоры на оказание услуг по захоронению (утилизации) были заключены с хозяйствующими субъектами вынужденно, до установления тарифов на вывоз ТБО. 31 октября 2012 г. издано и опубликовано постановление № 430 от 31.10.2012 "Об утверждении предельных тарифов на услуги по сбору и вывозу ТБО, оказываемых муниципальным унитарным предприятием "Г", в соответствии с которым с 1 ноября 2012 г. тариф введен в действие. Таким образом, после издания указанного постановления у предприятия появились основания для расторжения прямых договоров на захоронение ТБО.
Также предприятие отметило, что заключение договоров на захоронение ТБО напрямую с предприятиями и организациями, не владеющими специализированным транспортом, противоречит природе договорных отношений, так как, заключая договор с контрагентом, к которому не могут быть применены способы обеспечения исполнения обязательства (приостановление с целью понуждения к оплате) и применены меры ответственности за сдачу на захоронение ТБО, относящихся к опасным, договор теряет смысл. В обоснование позиции о необходимости наличия специализированного автотранспорта МУП "У1" также приведены нормы Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Ввиду отсутствия у ООО "У2" специализированного автотранспорта, для целей надлежащего исполнения обязательств по сбору и вывозу ТБО перед собственниками многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении, общество было вынуждено заключить договор № 138/12 от 01.12.2012 с МУП "Г" на оказание автоуслуг по вывозу ТБО 4 - 5 класса опасности и договор от 01.02.2013 с ИП К. на оказание услуг по вывозу и транспортировке ТБО.
При этом из-за отсутствия прямого договора между МУП "У1" и управляющей компанией предприятие выставляло счета за услуги по захоронению (утилизации) для ООО "У2" напрямую перевозчикам - ИП К. и МУП "Г". Перевозчики в свою очередь, так как не оказывают услуги по захоронению (утилизации) ТБО, перевыставляли счета ООО "У2", неся при этом дополнительные финансовые расходы. Например, согласно счету-фактуре № 00000785 от 30.06.2013 МУП "Г" выставило ООО "У2" тариф за утилизацию (захоронение) ТБО вместо 91,63 руб./куб.м (без НДС) - 94,50 руб./куб.м.
Таким образом, отсутствие договора на утилизацию (захоронение) ТБО между МУП "У1" и ООО "У2" привело к ущемлению интересов не только общества, но и ИП К., МУП "Г".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" МУП "У1" является организацией коммунального комплекса как юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объекта, используемого для утилизации (захоронения) ТБО.
Согласно п. 17 статьи 2 указанного Закона ООО "У2" как организация, осуществляющая эксплуатацию жилого фонда, является потребителем услуг по утилизации (захоронению) организаций коммунального комплекса - МУП "У1". Утилизация (захоронение) ТБО является регулируемым видом услуг, оказываемых организацией коммунального комплекса организациям, осуществляющим эксплуатацию жилого фонда, на основании договора между ними.
Наличие такого договора обеспечивает как соблюдение требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, так и эффективный, основанный на гражданско-правовых обязательствах контроль за доставкой отходов надлежащему получателю (Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 25.10.2001 № 05-07-29/15732).
Следует отметить, что Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определены отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, а СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Приведенными нормативными актами на администрацию полигона не возложена обязанность по контролю за их исполнением. Таким образом, у администрации полигона ТБО отсутствуют основания для отказа в заключении договора на оказание услуг по захоронению (утилизации) ТБО с хозяйствующими субъектами, не имеющими специализированного автотранспорта.
На довод МУП "У1" о невозможности применения к контрагентам способов обеспечения исполнения обязательств Управление считает необходимым отметить, что в п. 4.2 определено, что "Исполнитель не принимает на утилизацию (захоронение) следующие отходы: взрывоопасные и горючие, а также ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности), аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитным электролитом (2 класс опасности), покрышки с тканевым кордом отработанные (4 класс опасности), промышленные отходы, содержащие радиоактивные и инфекционно опасные и токсичные загрязнения. По каждому случаю доставки вышеперечисленных отходов исполнитель (МУП "У1") уведомляет заказчика и перевозчика для составления соответствующего акта. Заказчик принимает участие в выявлении собственника вышеназванных отходов и обеспечении привлечения виновных к ответственности, в том числе по возмещению понесенных исполнителем затрат и ущерба" (п. 4.3 договора).
Таким образом следует, что МУП "У1" должно самостоятельно осуществлять контроль за ввозимыми на полигон отходами и за выявлением хозяйствующих субъектов, нарушающих условия договора. Необходимо отметить, что в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства МУП "У1" не было представлено документальных доказательств, свидетельствующих об обнаружении когда-либо на полигоне ТБО опасных отходов.
Пунктом 5 ст. 10 Закона о защите конкуренции определено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем экономически или технологически не обоснованного отказа либо уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также случаев, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебной власти.
На основании вышеизложенного при отсутствии экономических или технологических причин для обоснования отказа в заключении договора на захоронение (утилизацию) ТБО с ООО "У2" в действиях МУП "У1" усматривается нарушение п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в действиях МУП "У1" по заключению договоров на оказание услуг по размещению (захоронению) ТБО с хозяйствующими субъектами на различных условиях Иркутским УФАС России установлено нарушение п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в следующем.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением.
Пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции определены дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем создания дискриминационных условий доступа на товарный рынок.
Следует отметить, что в отношении действий (бездействия), прямо предусмотренных ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом, что согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
Как говорилось ранее, услуга по утилизации (захоронению) ТБО оказывается организацией коммунального комплекса организациям, осуществляющим эксплуатацию жилого фонда, на основании договора утилизации (захоронения) ТБО, который по своей правовой природе является публичным.
Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2).
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (п. 3).
Вместе с тем у МУП "У1" в нарушение норм действующего законодательства с МУП "Г", ИП К., ООО "Р1" заключены договоры на захоронение (утилизацию) ТБО на различных условиях, что влечет ущемление интересов указанных хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 ст. 10 (за исключением действий, указанных в пп. 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона. МУП "У1" в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства доказательств того, что предприятие не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по захоронению (утилизации) ТБО в географических границах г. Железногорск-Илимский Иркутской области, а также того, что действия (бездействие) предприятия является допустимыми в соответствии с действующим законодательством, представлено не было.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России считает, что установленные в рамках настоящего дела обстоятельства свидетельствуют о нарушении МУП "У1" требований п. 5, п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Комиссией Иркутского УФАС России принято решение об удовлетворении ходатайства ООО "У2" о понуждении МУП "У1" к заключению договора на захоронение (утилизацию) ТБО с обществом, так как в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган полномочен выдавать предписания о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, права которых нарушены или могут быть нарушены, если было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Комиссия

решила:

1. Признать муниципальное унитарное предприятие "У1" (место нахождения: 665651, <...>; ИНН <...>; ОГРН <...>) нарушившим требования п. 5, п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения предприятием, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО в географических границах г. Железногорск-Илимский Иркутской области, договоров на оказание услуг по захоронению ТБО с хозяйствующими субъектами на различных условиях, а также в части экономически или технологически необоснованного отказа (уклонения) от заключения договора на утилизацию (захоронение) ТБО с контрагентом - исполнителем коммунальных услуг - ООО "У2" путем ненаправления акцепта на полученную оферту.
2. Выдать МУП "У1" предписание о прекращении нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении с хозяйствующими субъектами договоров оказания услуг по утилизации (захоронению) ТБО на различных условиях, путем разработки типовой формы договора на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО и формы заявки для его заключения, а также нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в экономически (технологически) необоснованном отказе от заключения договора оказания услуг по утилизации (захоронению) ТБО с ООО "У2" путем заключения с обществом вышеуказанного договора.
3. Копии решения направить сторонам по делу.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 15 января 2014 г. № 299

(извлечение)

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения № 1092 от 15.01.2014 по делу № 402 от 27.09.2013 о нарушении МУП "У1" требований п. 5, п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ

предписывает:

Муниципальному унитарному предприятию "У1" (место нахождения: 665651, <...>; ИНН <...>; ОГРН <...>) с момента получения настоящего предписания:
1. Прекратить нарушение п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении с хозяйствующими субъектами договоров оказания услуг по утилизации (захоронению) ТБО на различных условиях, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции: путем разработки в 20-дневный срок с даты получения настоящего предписания типовой формы договора на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО и формы заявки для его заключения. Принять меры по доведению информации о разработанных документах до контрагентов.
2. Прекратить нарушение п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в экономически (технологически) необоснованном отказе от заключения договора оказания услуг по утилизации (захоронению) ТБО, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции: путем заключения с ООО "У2" вышеуказанного договора в течение 45 дней с даты получения предписания.
3. О выполнении пп. 1, 2 настоящего предписания МУП "У1" уведомить Иркутское УФАС России в срок до 31 марта 2014 г.
4. В случае принятия МУП "У1" решения об отказе в заключении договора на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО в период с момента получения настоящего предписания до 25 июня 2014 г. незамедлительно уведомить об этом Иркутское УФАС России посредством направления заявки (заявления) хозяйствующего субъекта, обратившегося за заключением вышеуказанного договора, и соответствующего ответа МУП "У1".
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


------------------------------------------------------------------