По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14.11.2013 по делу N А19-6761/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Порядка размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братск, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования города Братска от 30.12.2011 N 2931>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу № А19-6761/2013

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07.11.2013.
Решение в полном объеме изготовлено 14.11.2013.
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Дмитриенко Е.В.,
судей: Ананьиной Г.В., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З.М.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Ц.Д.И. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>; место жительства: <...>)
к Администрации муниципального образования города Братска (ОГРН <...>, ИНН <...>; место нахождения: <...>)
третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области,
Министерство финансов Иркутской области,
о признании недействующими пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 8.9, подпунктов 2 и 5 пункта 8.10, пункта 1.1 Приложения 6 "Порядок размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братск", утвержденного постановлением Администрации муниципального образования города Братска от 30.12.2011 № 2931, как несоответствующих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации представления государственных и муниципальных услуг", Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Х.М.Р. (представитель по доверенности, паспорт);
от заинтересованного лица - не явились, уведомлены надлежаще,
от третьих лиц - не явились, уведомлены надлежаще,

установил:


индивидуальный предприниматель Ц.Д.И. (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании пунктов 3.1, 3.2, 3.3 раздела III Порядка размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска (далее - Порядок размещения нестационарных объектов), утвержденного постановлением администрации муниципального образования города Братска от 30.12.2011 № 2931 в редакции от 27.03.2013, недействующими, как несоответствующих Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; признании пунктов 3.5 и 3.6 раздела III Порядка размещения нестационарных объектов недействующими, как несоответствующих Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; признании пункта 3.7 раздела III Порядка размещения нестационарных объектов недействующим, как несоответствующего Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; признании пункта 8.9 и подпунктов 2 и 5 пункта 8.10 раздела III Порядка размещения нестационарных объектов недействующими, как несоответствующих Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; признании пункта 1.1 Приложения 6 к Порядку размещения нестационарных объектов недействующим, как несоответствующего Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Иркутской области; Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал заявленные требования по основаниям, подробно изложенным в заявлении и письменных уточнениях к нему. Поводом для обращения заявителя в арбитражный суд послужили ответы Комитета по градостроительству администрации города Братска на обращение предпринимателя в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду свободного земельного участка, образуемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для коммерческих целей, не связанных со строительством (вх. № 3800).
Администрация муниципального образования города Братска, надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд ходатайство от 07.11.2013, в котором просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Ранее в ходе судебного разбирательства орган местного самоуправления возражал по существу заявленных предпринимателем требований, ссылаясь на наличие у Администрации законных полномочий, направленных на упорядочивание размещения нестационарных объектов на территории г. Братска, решение вопросов реконструкции и благоустройства центральных улиц городского округа, а также соответствие оспариваемых пунктов Порядка размещения нестационарных объектов указанным заявителем нормативным правовым актам большей юридической силы.
Третьи лица в силу положений части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, представили в суд отзывы на заявление предпринимателя.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся доказательствам, исследовав которые, арбитражный суд установил следующие обстоятельства спора.
Ц.Д.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <...> и в числе прочего осуществляет деятельность по внутригородским и междугородним автомобильным (автобусным) пассажирским перевозкам.
Руководствуясь статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения нестационарного объекта для продажи билетов на междугородние автобусные рейсы предприниматель Ц.Д.И. обратился в Администрацию муниципального образования города Братска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, образуемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для коммерческих целей, не связанных со строительством.
Заявление предпринимателя рассмотрено в соответствии с Порядком размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска, утвержденным постановлением администрации муниципального образования города Братска от 30.12.2011 № 2931. На заседании Комиссии по размещению нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска принято решение об отказе в размещении киоска в связи с ведением разработки документации по планировке территории Центрального парка жилого района Энергетик.
Заявитель, полагая, что Порядок размещения нестационарных объектов в оспариваемой части не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и создает препятствия для осуществления Ц.Д.И. предпринимательской деятельности, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом бремя доказывания распределяется между сторонами по делу в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. В свою очередь нарушение нормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим требованием.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) определено, что муниципальный правовой акт представляет решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов отнесено принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Пунктом 15 статьи 8 Устава муниципального образования города Братска, утвержденного решением Братской городской Думы от 31.07.1998 № 187/г-Д (зарегистрировано в Управлении Минюста России по Иркутской области 16.07.2009 № RU383010002009001), предусмотрено, что создание условий для обеспечения жителей города Братска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения города Братска.
Как установлено судом, в целях упорядочения размещения нестационарных объектов и улучшения архитектурного облика города Братска, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Приказом службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 № 3-спр "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов" и на основании статей 40.2, 61 Устава муниципального образования города Братска постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 30.12.2011 № 2931 утвержден Порядок размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска.
Указанный акт представляет собой официальный документ, опубликованный 13.01.2011 в № 1 (465) печатного издания "Братские вести", устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение в целях урегулирования общественных отношений при размещении нестационарных объектов на территории города Братска.
В силу пункта 1.1 Порядка размещения нестационарных объектов данный порядок разработан в целях совершенствования процедуры предоставления права на заключение договоров на установку и эксплуатацию нестационарных объектов, разработки проектов на нестационарные торговые объекты, приемки в эксплуатацию нестационарных объектов, заключения (оформления) договоров на установку и эксплуатацию нестационарных объектов.
Пунктом 2.2 Порядка размещения нестационарных объектов определены виды нестационарных объектов, к которым отнесены: павильоны, киоски, летние выставочные площадки, летние кафе, аттракционы, пункты проката, остановочные павильоны, временные площадки для реализации сельскохозяйственной продукции, остановочные комплексы, совмещенные с объектом обслуживания, платежные терминалы, уличные холодильники, мобильные объекты - автоприцепы (типа "Купава"), автофургоны, изометрические емкости, автолавки, квасные цистерны, тележки, лотки; объекты автосервиса (ремонтно-технические мастерские), открытые и крытые площадки для складирования материалов, пунктов приема вторсырья; лодочные станции, коммерческие спортивные и тренировочные площадки, площадки для обучения вождению автомобилей, автополигоны, зоны отдыха, отдельно стоящие информационные стелы и указатели, площадки для благоустройства территории, временные площадки для проведения строительных работ, открытые бесплатные парковки; металлические гаражи (только для льготной категории граждан).
В обоснование заявленных требований предприниматель Ц.Д.И. указал на несоответствие пунктов 3.1, 3.2, 3.3 Порядка размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска положениям статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка размещения нестационарных объектов нестационарные объекты размещаются в соответствии со схемой размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска (далее - Схема), утвержденной постановлением администрации муниципального образования города Братска. Схема утверждается постановлением администрации муниципального образования города Братска на срок не менее 1 года.
Схема - это перечень мест, предназначенных для установки и эксплуатации того или иного типа нестационарного объекта путем реализации продажи права на установку и эксплуатацию через аукцион (пункт 3.2 Порядка размещения нестационарных объектов).
Согласно пункту 3.3 Порядка размещения нестационарных объектов решение о включении нестационарных объектов в схему принимает комиссия по размещению нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска (далее - Комиссия), осуществляющая свою деятельность в соответствии с Положением о комиссии, утверждаемым постановлением администрации муниципального образования города Братска (далее - Положение о комиссии), на основании заявлений о включении в схему размещения нестационарных объектов, поступивших в Комитет по градостроительству администрации города Братска (далее - Комитет) от граждан или юридических лиц.
Исходя из положений пункта 10 части 1 статьи 14, пункта 18 части 1 статьи 15, пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания отнесено к предметам ведения местного самоуправления.
Нормы действующего законодательства не устанавливают запрета на введение органом местного самоуправления дополнительных ограничений для размещения нестационарных неторговых объектов, если такие ограничения связаны с выполнением задач, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.
В то же время федеральным законодательством установлены определенные требования к размещению временных сооружений для организации торговли.
В пункте 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 "О свободе торговли" предусмотрено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти.
Таким образом, право осуществления торговой деятельности Указ от 29.01.1992 № 65 связывает с соблюдением порядка размещения торговых мест, которые определяются на основании решений органов местного самоуправления.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Из статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ следует, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3 Правил).
Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4 Правил).
Приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 № 3-спр утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, согласно которому включение места торговли в схему размещения осуществляется без участия собственников нестационарных торговых объектов, не связано с волеизъявлением собственника нестационарного торгового объекта и относится к исключительной компетенции органа власти.
Таким образом, нормативные акты, регулирующие вопросы утверждения и внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, не устанавливают обязанности органов местного самоуправления инициировать данные процессы на основании обращений организаций либо предпринимателей, а также не возлагают обязанность по включению предлагаемых объектов в разрабатываемую схему.
Целью утверждения схемы является не удовлетворение потребностей заявителей на использование в предпринимательской деятельности земельных участков, а необходимость обеспечения устойчивого развития территории и достижение нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
Издание спорного Порядка, как следует из его содержания, является реализацией органом местного самоуправления его законных полномочий, направленных на упорядочение размещения нестационарных объектов и улучшения архитектурного облика города Братска, совершенствование процедуры предоставления права на заключение договоров на установку и эксплуатацию нестационарных объектов, разработку проектов на нестационарные торговые объекты, приемку в эксплуатацию нестационарных объектов, заключение (оформление) договоров на установку и эксплуатацию нестационарных объектов.
Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ, положениям статьи 10 которого, по убеждению заявителя, не соответствуют пункты 3.1, 3.2, 3.3 спорного Порядка размещения нестационарных объектов, не устанавливает запрета на введение органом местного самоуправления дополнительных ограничений для размещения нестационарных торговых объектов, если такие ограничения связаны с выполнением задач, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, к которым в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ отнесены вопросы обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В части доводов заявителя о том, что открытый по составу участников аукцион указан единственным способом приобретения права на установку и эксплуатацию нестационарного объекта, суд отмечает, что указанный специальный порядок предоставления субъектам права на размещение нестационарных объектов в полной мере обеспечивает реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур продажи права на установку и эксплуатацию нестационарного объекта.
Необоснованным является утверждение предпринимателя о том, что положение пункта 3.3 Порядка размещения нестационарных объектов, согласно которому решение о включении нестационарных объектов в схему принимает комиссия по размещению нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска, противоречит части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, в силу которого схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с Уставом муниципального образования. В указанной части заявитель ссылается на то обстоятельство, что комиссия по размещению нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска не поименована в Уставе муниципального образования, - как следствие, не является органом, уполномоченным на утверждение схемы размещения нестационарных объектов.
Комиссия, исходя из пункта 1.2 Положения о комиссии по размещению нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска, утвержденного постановлением администрации муниципального образования города Братска от 21.02.2012 № 300, является совещательным коллегиальным органом, созданным при администрации муниципального образования города Братска в целях решения вопросов по размещению нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска.
Как следует из пункта 3.9 Порядка размещения нестационарных объектов, Комиссия рассматривает представленные Комитетом по градостроительству администрации города Братска заявления о включении нестационарных объектов в Схему и принимает решение в пределах своей компетенции в порядке, установленном Положением о комиссии.
Запрет на создание органом местного самоуправления подобного коллегиального органа, на который могут быть возложены указанные функции, действующим законодательством не установлен.
При этом в силу прямого указания пункта 3.11 Порядка размещения нестационарных объектов проект постановления администрации муниципального образования города Братска об утверждении схемы нестационарных объектов подготавливается Комитетом по градостроительству администрации города Братска и утверждается главой администрации города Братска.
Таким образом, окончательное решение об утверждении схемы нестационарных объектов принимается не Комиссией по размещению нестационарных объектов, а главой администрации города Братска, обладающим полномочиями, указанными в части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
В силу вышеизложенного арбитражный суд не усматривает в пунктах 3.1, 3.2, 3.3 спорного Порядка размещения нестационарных объектов несоответствия частям 1, 3, 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
В части доводов заявителя о несоответствии пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.7, 8.9, подпунктов 2 и 5 пункта 8.10 Порядка размещения нестационарных объектов положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ) суд приходит к следующему.
Действие Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы и организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный Банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ устанавливает запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Сложившиеся отношения по предоставлению конкретных земельных участков для размещения нестационарных объектов напрямую с защитой конкуренции не связаны.
В свою очередь, предприниматель не представил доказательств и убедительных доводов, свидетельствующих о том, что действия Администрации по утверждению схемы размещения нестационарных объектов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках деятельности по реализации товаров, работ, услуг. При этом суд учитывает, что действие оспариваемых предпринимателем норм Порядка размещения нестационарных объектов распространяется на всех хозяйствующих субъектов.
При таких обстоятельствах пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.7, 8.9, подпункты 2 и 5 пункта 8.10 Порядка размещения нестационарных объектов положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ не противоречат.
Кроме того, в данном случае не подлежат применению указанные заявителем нормы Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанный нормативный правовой акт большей юридической силы не регулирует отношения, связанные с порядком размещения нестационарных объектов.
В части доводов заявителя о несоответствии пункта 1.1 Приложения 6 к Порядку размещения нестационарных объектов положениям статей 170, 606 и 607 Гражданского кодекса Российской Федерации суд приходит к следующему.
Статьей 170 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (пункт 1). Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается (пункт 1). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункт 3).
Таким образом, если содержание договора позволяет определенно установить имущество, подлежащее передаче в качестве объекта аренды, то условие о предмете договора аренды считается согласованным. С этой целью в договоре должны указываться данные, характеризующие объект как индивидуально-определенный: наименование имущества (когда оно существует); инвентарный номер (если он существует), назначение, качественные характеристики; если это здание или сооружение, то адрес, местоположение и др. При аренде земельных участков указываются границы и площадь земельного участка, его местоположение, кадастровый номер, категория земель и т.п. Если в договоре не дана индивидуально-определенная характеристика объекта, это свидетельствует об отсутствии соглашения по предмету договора как существенному условию. Последнее означает, что договор является незаключенным.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель не представил доказательств наличия у него законных оснований для пользования земельным участком.
В то же время общим требованиям, установленным в пунктах 1 и 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации к заключению договора аренды, сведения, перечисленные в пункте 1.1 Приложения 6 к Порядку размещения нестационарных объектов, не противоречат.
Рассмотрев доводы предпринимателя о несоответствии пунктов 3.5, 3.6 Порядка размещения нестационарных объектов положениям пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ), суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка размещения нестационарных объектов в 20-дневный срок с даты поступления заявления Комитет проводит анализ возможности размещения нестационарного объекта на территории города Братска исходя из требований градостроительного законодательства.
Согласно пункту 3.6 Порядка размещения нестационарных объектов при соответствии испрашиваемого места размещения нестационарного объекта требованиям градостроительного законодательства Комитет передает заявление о включении нестационарного объекта в схему размещения нестационарных объектов для рассмотрения на ближайшем заседании Комиссии.
Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ предусмотрено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает в том числе срок предоставления государственной или муниципальной услуги.
Пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ определяет административный регламент как нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования города Братска от 30.01.2013 № 199 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление права на установку и эксплуатацию нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска", главой 2 которого предусмотрен Стандарт муниципальной услуги.
Согласно пункту 2.4 указанного Административного регламента правовым основанием предоставления муниципальной услуги является Порядок размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска, утвержденный постановлением администрации муниципального образования города Братска от 30.12.2011 № 2931.
Сроки предоставления муниципальной услуги установлены пунктом 2.5 данного Административного регламента.
В этой связи арбитражный суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта положениям пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства и в последней редакции заявления об уточнении заявленных требований предприниматель Ц.Д.И. ссылается на несоответствие пунктов 8.9 и пункта 1.1 Приложения 6 к Порядку размещения нестационарных объектов положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Данные доводы заявителя суд считает необоснованными, поскольку исходя из преамбулы постановления администрации муниципального образования города Братска от 30.12.2011 № 2931, спорный Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом № 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Приказом службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 № 3-спр "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов". Как следствие, отношения, связанные с порядком размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братск, Земельный кодекс Российской Федерации не регулирует.
В части доводов заявителя о том, что при рассмотрении заявления (вх. № 3800 от 19.10.2012) органом местного самоуправления искажена цель обращения предпринимателя в Администрацию, суд отмечает следующее.
Из материалов дела следует, что предприниматель Ц.Д.И. в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в Администрацию с заявлением (вх. № 3800 от 19.10.2012) о предоставлении в аренду земельного участка, образуемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, местоположение: <...>, для целей, не связанных со строительством: временное сооружение для обслуживания населения (услуги по оформлению проездных документов).
Вместе с тем, как следует из письма Комитета по градостроительству администрации муниципального образования города Братска от 19.11.2012 № 21963/12/12, указанное обращение расценено органом местного самоуправления в качестве заявления о возможности включения киоска в схему размещения нестационарных объектов, в связи с чем заявление предпринимателя фактически рассматривалось в соответствии с Порядком размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска, утвержденным постановлением администрации муниципального образования города Братска от 30.12.2011 № 2931, минуя процедуру, предусмотренную статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
На данное обстоятельство, в частности, указано в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 29.07.2013 № 607 по заявлению предпринимателя Ц.Д.И. о нарушении Комитетом по градостроительству администрации муниципального образования города Братска требований антимонопольного законодательства.
Между тем, полагая, что при рассмотрении заявления (вх. № 3800 от 19.10.2012) органом местного самоуправления искажена цель обращения заявителя в Администрацию и применен неверный порядок рассмотрения заявления, предприниматель Ц.Д.И. не лишен возможности защитить свое право путем оспаривания отказа либо действий органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании всего вышеизложенного, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Порядок размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братск, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования города Братска от 30.12.2011 № 2931, в части пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 8.9, подпунктов 2 и 5 пункта 8.10, пункта 1.1 Приложения 6 принят органом местного самоуправления в пределах его полномочий с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, соответствует положениям указанных предпринимателем нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд не находит правовых основания для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 8.9, подпункты 2 и 5 пункта 8.10, пункт 1.1 Приложения 6 "Порядка размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братск", утвержденного постановлением администрации муниципального образования города Братска от 30.12.2011 № 2931, соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации представления государственных и муниципальных услуг", Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, - и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий
Е.В.ДМИТРИЕНКО

Судьи:
Г.В.АНАНЬИНА
А.А.СОНИН


------------------------------------------------------------------