По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.01.2013 по делу N А19-8591/2012 <О признании недействующим подпункта 5.1 пункта 5 Приложения N 1 к Порядку определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования г. Иркутск, утвержденному постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 N 031-06-522/9>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 января 2013 г. по делу № А19-8591/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.01.2013.
Решение в полном объеме изготовлено 21.01.2013.
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Сураевой О.П.,
судей Назарьевой Л.В., Поздняковой Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Т.Н.,
при участии в деле прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Х.Н.А.
об оспаривании Порядка определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования г. Иркутск, утвержденного постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 № 031-06-522/9,
третьи лица: Правительство Иркутской области, Министерство имущественных отношений Иркутской области, Управление Федеральной антимонопольной службы Иркутской области,
от Заявителя: Х.Н.А., паспорт,
от Администрации города Иркутска - представителя по доверенности К.И.В., удостоверение,
от Правительства Иркутской области - представителя по доверенности К.Ю.С., удостоверение,
от Министерства имущественных отношений Иркутской области - представителя по доверенности Ш.Е.А., удостоверение,
от УФАС по Иркутской области: представитель не явился,
от прокуратуры - М.А.В., доверенность, удостоверение,

установил:

Х.Н.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением
о признании несоответствующим ст.ст. 1 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Порядка определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования г. Иркутск, утвержденного постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 № 031-06-522/9 (в редакции постановлений администрации г. Иркутска от 05.08.2009 № 031-06-2648/9, от 18.03.2010 № 031-06-678/10, от 24.11.2010 № 031-06-2862/10, от 24.02.2011 № 031-06-428/11),
о признании недействующим с 01.06.2012 Порядка определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования г. Иркутск, утвержденного постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 № 031-06-522/9 (в редакции постановлений администрации г. Иркутска от 05.08.2009 № 031-06-2648/9, от 18.03.2010 № 031-06-678/10, от 24.11.2010 № 031-06-2862/10, от 24.02.2011 № 031-06-428/11),
Определением от 17.05.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Иркутской области, Министерство имущественных отношений Иркутской области, Управление Федеральной антимонопольной службы Иркутской области.
Дело рассматривается с участием прокурора, вступившего в дело в порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Х. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении и дополнениях к нему.
В обоснование заявленных требований Х. указала следующее.
Распоряжением Губернатора Иркутской области от 31.08.2011 № 315-рп Х. предоставлен земельный участок для строительства магазина в аренду сроком на три года.
Арендная плата за предоставленный земельный участок исчисляется с учетом коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск, порядок определения которых утвержден постановлением мэра города Иркутска от 20.2.2009 № 031-06-522/9.
Заявитель полагает, что указанный порядок не соответствует статьям 1 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, поскольку ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, арендуемых земельные участки на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, оспариваемым порядком не установлено понижающих коэффициентов.
Кроме того, по мнению Заявителя, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит принципам, определенным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, а именно, принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также принципу запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Заявитель полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы в связи с тем, что необоснованно установленный коэффициент влечет установление необоснованно завышенной арендной платы за предоставленный Х. в аренду земельный участок.
Представитель администрации К. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на доводы отзыва и дополнительных возражений.
В отзыве и дополнительных возражениях на заявление Х. администрация указала, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установленный оспариваемым порядком коэффициент является экономически обоснованным, так как рассчитывался на основе стоимости аренды за земельные участки, покупаемые по аукционам.
Также администрация считает некорректным сравнение установленной Х. арендной платы с арендной платой, установленной для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в связи с тем, что на данных земельных участках ведется строительство объектов недвижимости социального назначения - больниц, иных объектов медицинской инфраструктуры, детских садов, инженерных коммуникаций общего пользования и прочих объектов, что не является конкурентной средой для Х., осуществляющей строительство объекта недвижимости коммерческого назначения - магазина.
Участвующие в судебном заседании представители третьих лиц К.Ю.С. и Ш.Е.А. полагают заявленные требования необоснованными, поддержали доводы администрации.
УФАС по Иркутской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В отзыве УФАС по Иркутской области с заявленными требованиями не согласилось, указало, что орган местного самоуправления вправе был самостоятельно установить экономически обоснованные коэффициенты, оспариваемый нормативный правовой акт не содержит признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Участвующий в деле в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ представитель прокуратуры М. в судебном заседании поддержал доводы, указанные в представленном заключении, пояснил, что администрация установила оспариваемые коэффициенты в пределах своих полномочий, коэффициенты являются экономически обоснованными, поскольку установлены в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории г. Иркутска.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Как следует из материалов дела, Х. 11.07.2011 обратилась в Правительство Иркутской области с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 6 лет земельного участка площадью 300 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенного в Кировском районе города Иркутска по улице <...> для строительства магазина.
Распоряжением Губернатора Иркутской области от 31.08.2011 № 315-рп Х. предоставлен земельный участок для строительства магазина в аренду сроком на три года.
На основании указанного распоряжения Министерство имущественных отношений Иркутской области письмом от 14.10.2011 № 24-6812/1и предложило Х. подписать договор аренды земельного участка по вышеуказанному адресу сроком на 3 года.
К данному письму прилагался договор аренды и в качестве приложения № 1 к договору расчет арендной платы.
В расчете арендной платы указано, что он определен в соответствии с постановлением администрации Иркутской области № 213-па по следующей формуле:
(Ап) - Размер годовой арендной платы за весь участок = (Кс x Бс) x Пк,
где (Кс) - Кадастровая стоимость,
(Бс) - базовая ставка, % - 1,5% (ставка земельного налога на территории города Иркутска),
(Пк) - Повышающий коэффициент = 5,58 (в соответствии с пп. 5.1 приложения № 1 к Порядку определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск.
Как пояснила Х. в судебном заседании, указанный договор до настоящего времени ею не подписан, поскольку она не согласна с установленным согласно расчету повышающим коэффициентом - 5,58.
В связи с чем Заявителем оспаривается Порядок определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск, утвержденный постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 № 031-06-522/9.
Поскольку оспариваемым Порядком определены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск, без указания конкретных арендаторов земельных участков, коэффициенты рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по аренде соответствующих земельных участков, суд относит оспариваемый акт к числу нормативных правовых актов.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Источниками официального опубликования муниципальных правовых актов города Иркутска в соответствии с распоряжением мэра города Иркутска от 26.03.2003 № 31-10-325/3 "О порядке официального опубликования (обнародования) правовых актов органов городского самоуправления г. Иркутска" являются Газета "Иркутск", газета "Иркутск официальный", Ведомости органов местного самоуправления города Иркутска.
Оспариваемый нормативно-правовой акт в соответствии с указанным распоряжением мэра города Иркутска от 26.03.2003 был официального опубликован в печатном издании "Иркутск официальный" 03.03.2009.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 № 213-па (ред. от 27.01.2010).
Так, согласно пункту 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категории земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем 1 пункта 3 настоящего Положения. Допускается изменение этих коэффициентов, но не чаще одного раза в шесть месяцев.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами (ст. 38 Устава города Иркутска, принятого решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4).
С учетом вышеприведенных нормативных правовых актов оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления принят в пределах предоставленных этом органу полномочий.
Вместе с тем, наличие полномочий у органа местного самоуправления на самостоятельное установление названного расчетного коэффициента не предполагает, что его размер может быть произвольным.
Так, в соответствии с положениями ст.ст. 22 и 65 ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанным постановлением к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшений положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Изложенное соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в постановлении от 17.04.2012 № 15837/11.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со ст. 13 ГК РФ и правилами гл. 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении № 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Из материалов дела усматривается, что первоначально при принятии постановления от 20.02.2009 № 031-06-522/9 согласно п. 5.8 Приложения № 1 был установлен коэффициент для земельных участков для размещения объектов торговли - продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления, который составлял - 3,34.
Постановлением администрации г. Иркутска от 24.02.2011 № 031-06-428/11 в постановление от 20.02.2009 № 031-06-522/9 были внесены изменения и согласно пп. 5.1 п. 5 приложения № 1 коэффициент для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления - магазинов, универмагов, гастрономов, универсамов, супер- и мини-маркетов, рынков, ярмарок, торговых центров, торговых площадок, включая предусмотренные проектом проезды и другие объекты торговли, увеличился до 5,58.
В качестве экономического обоснования установления оспариваемого заявителем коэффициента - 5,58, применяемого к размеру арендной платы, администрация представила приложение 5.5.1 к рабочему проекту оспариваемого постановления (группа 5 подгруппа 5.1).
Данное приложение представляет собой таблицу, в которой указаны адреса земельных участков, размер арендной платы по итогам торгов, арендная плата, рассчитанная по методике. По каждому земельному участку выведено соотношение арендной платы по итогам торгов к арендной плате, рассчитанной по методике. Среднее арифметическое указанных соотношений и составило размер коэффициента - 5,58, примененного при расчете арендной платы Заявителю.
При этом никаких документов, подтверждающих данные, отраженные в указанной таблице, администрацией суду не представлено. Ни из пояснений представителей администрации, ни из пояснительной записки к расчету экономически обоснованного значения коэффициента невозможно установить методику расчета арендной платы.
Кроме того, как следует из содержания приведенного выше основного принципа определения арендной платы за землю, размер арендной платы поставлен не только в зависимость от доходности земли, но и от вида разрешенного использования.
Однако, администрацией не обосновало размер оспариваемого Заявителем коэффициента в сравнении с коэффициентами, установленными для иных видов разрешенного использования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представленными документами администрация не доказала, что установленный коэффициент, применяемый к размеру арендной платы, экономически обоснован и определен с соблюдением установленных постановлением Правительства РФ № 582 основных принципов определения арендной платы, т.е. соответствует доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 195 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, возлагается на орган, который принял акт.
Суд определениями от 22.11.2012, от 06.12.2012, от 20.12.2012 предлагал администрации представить документы, подтверждающие экономическую обоснованность установления коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы.
Однако, иных документов, помимо приложения 5.5.1 к рабочему проекту оспариваемого постановления (группа 5 подгруппа 5.1) и никем не подписанной пояснительной записки, суду не представлено.
Представитель администрации в судебном заседании пояснил, что никаких иных документов, обосновывающих расчет спорного коэффициента, не сохранилось, и, соответственно, не может быть представлено суду.
Установление коэффициента, применяемого к размеру арендной платы, без соблюдения основных принципов, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 582, является произвольным, не может быть признано соответствующим нормам законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок установления размера арендной платы для земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Кроме того, произвольное установление коэффициента к арендной плате влечет необоснованный рост арендной платы и, соответственно, нарушает права Заявителя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Таким образом, произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю, коэффициентов к кадастровой стоимости земельных участков для определения размера арендной платы за землю, учитывающих условия использования земельного участка и вид деятельности, а также категорию арендатора, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права.
Вместе с тем, суд считает необходимым учесть следующее.
Исходя из положений статьи 192 АПК РФ для признания нормативного правового акта несоответствующим закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, необходимо одновременно наличие двух условий, а именно, необходимо установить какому закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый нормативный правовой акт, а также установить какие права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены оспариваемым нормативным правовым актом, возлагает ли он незаконно на Заявителя какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела усматривается, что согласно приложенному к подлежащему заключению с Х. договору аренды земельного участка расчету применен повышающий коэффициент 5,58, который установлен пп. 5 п. 5 приложения № 1 к Порядку определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования г. Иркутск, утвержденному постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 № 031-06-522/9.
При этом Заявителем оспаривается Порядок определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования г. Иркутск, утвержденный постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 № 031-06-522/9, в полном объеме.
В судебных заседаниях Х. неоднократно поясняла суду, что иных земельных участков ей в аренду не предоставлялось, установление администрацией иных коэффициентов, помимо коэффициента 5,58, определенного для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления - магазинов, универмагов, гастрономов, универсамов, супер- и мини-маркетов, рынков, ярмарок, торговых центров, торговых площадок, включая предусмотренные проектом проезды и другие объекты торговли, не нарушают ее прав и законных интересов.
Суд в определениях неоднократно предлагал Заявителю уточнить предмет заявленных требований с учетом того, что при расчете арендной платы Х. был применен только один коэффициент - 5,58. Однако предмет заявленных требований не уточнен.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что установление администрацией иных коэффициентов, помимо коэффициента 5,58, определенного для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления - магазинов, универмагов, гастрономов, универсамов, супер- и мини-маркетов, рынков, ярмарок, торговых центров, торговых площадок, включая предусмотренные проектом проезды и другие объекты торговли, не нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него незаконно какие-либо обязанности и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, а именно, в части признания подпункта 5.1 пункта 5 Приложения № 1 к Порядку определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования г. Иркутск, утвержденному постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 № 031-06-522/9, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25 октября 2991 г. № 137-ФЗ, Федеральному закону от 16.10.2003 № 131-ФЗ, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 № 213-па, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда.
При подаче заявления в арбитражный суд Х. по квитанции от 12.04.2012 (сертификат чека <...> была уплачена государственная пошлина в сумме 200 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать подпункт 5.1 пункта 5 Приложения № 1 к Порядку определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования г. Иркутск, утвержденному постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 № 031-06-522/9, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25 октября 2991 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону от 16.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 № 213-па, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Администрации города Иркутска в пользу Х.Н.А. судебные расходы в виде госпошлины в сумме 200 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
О.П.СУРАЕВА

Судьи:
Л.В.НАЗАРЬЕВА
Н.Г.ПОЗДНЯКОВА


------------------------------------------------------------------