По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Ангарского городского суда Иркутской области от 23.01.2013 по делу N 2-413/2013 <О признании недействующими пунктов 2.4, 3.1.5, 3.2.4 "Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Ангарского муниципального образования с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Ангарского муниципального образования, о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения", утвержденного решением Думы Ангарского муниципального образования от 10.12.2012 N 295-45рД>



АНГАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2013 г. по делу № 2-413/2013

23 января 2013 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Симановской Е.А., с участием прокурора Пириятиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-413/2013 по заявлению администрации Ангарского муниципального образования о признании недействующим в части решения Думы Ангарского муниципального образования,

установил:

В обоснование заявленных требований о признании недействующим в части решения Думы Ангарского муниципального образования от 10.12.2012 № 295-45рД "Об утверждении Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Ангарского муниципального образования с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Ангарского муниципального образования, о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения" указано, что в оспариваемом решении содержится ряд положений, существенно нарушающих права администрации Ангарского муниципального образования. А именно, пункт 2.4, в соответствии с которым соглашение о передаче и приеме полномочий администрацией Ангарского муниципального образования подписываются после утверждения их условий Думой Ангарского муниципального образования, путем принятия решения. Указанный пункт включен депутатами Думы Ангарского муниципального образования в оспариваемое решение с превышением полномочий, предоставленных представительному органу местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством Дума Ангарского муниципального образования не имеет правовых оснований для утверждения условий соглашений о передаче и приеме полномочий администрацией Ангарского муниципального образования;

подпункты 3.1.5, 3.2.4, в соответствии с которыми соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения подписывается после принятия Думой Ангарского муниципального образования решения об утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период либо после внесения соответствующих изменений в утвержденное решение Думы Ангарского муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), противоречат нормам действующего законодательства РФ, в частности, ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 6,15, 86 Бюджетного кодекса РФ.

В связи с чем просят признать недействующими пункты 2.4, 3.15, 3.2.4 "Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Ангарского муниципального образования с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Ангарского муниципального образования, о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения", утвержденного решением Думы Ангарского муниципального образования от 10.12.2012 № 295-45рД.
Представитель заявителя - администрации Ангарского муниципального образования (далее по тексту - АМО) Поцелуйко Е.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования и доводы, изложенные в заявлении, в полном объеме.
Представитель Думы АМО Вазанова Г.В., действующая на основании доверенности, по существу заявленных требований дала пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях, которые приобщены, к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, заключение участвующего в деле прокурора Пириятиной О.В., полагавшей требования обоснованными, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит заявление администрации Ангарского муниципального образования обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 10.12.2012 Думой Ангарского муниципального образования принято решение № 295-45рД "Об утверждении порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Ангарского муниципального образования с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Ангарского муниципального образования, о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения".
В силу статей 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как указано в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 20.02.2009 № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например, при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно п. 28 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 26 Устава Ангарского муниципального образования районная Дума является представительным органом Ангарского муниципального образования; состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах; осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов; осуществляет полномочия на коллегиальной основе.
Согласно ч. 4 ст. 13 Устава Ангарского муниципального образования, порядок заключения соглашений органами местного самоуправления АМО с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местного бюджета в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, утверждается районной Думой.
С учетом изложенного суд полагает, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом.
В силу п. 1.1 ст. 35 указанного выше Федерального закона уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа местного самоуправления. Заседание представительного органа местного самоуправления не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
В силу ст. 47 Устава Ангарского муниципального образования в систему муниципальных правовых актов АМО входят нормативные и иные правовые акты районной Думы; муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Правовые акты районной Думы, порядок их принятия, опубликования определены статьей 50 Устава Ангарского муниципального образования. В силу указанной нормы порядок внесения проектов правовых актов районной Думы на рассмотрение районной Думы, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются Регламентом работы районной Думы.
Как следует из выписки из протокола очередного заседания Думы от 28.11.2012 № 45, на рассмотрение Думы АМО внесен проект решения Думы АМО "Об утверждении Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Ангарского муниципального образования с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Ангарского муниципального образования о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения", в ходе рассмотрения которого проект решения принят с учетом предложений депутатов большинством от установленной численности голосов. Оспариваемое решение опубликовано в печатном издании АМО - газете "Ангарские ведомости" 13.12.2012 № 93.
Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения соблюден.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых пунктов решения требованиям закона, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2.4 "Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Ангарского муниципального образования с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Ангарского муниципального образования, о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения", утвержденного решением Думы АМО от 10.12.2012, соглашение о передаче и приеме полномочий администрацией Ангарского муниципального образования подписывается после утверждения их условий Думой Ангарского муниципального образования путем принятия решения.
Вопросы, относящиеся к компетенции представительного органа местного самоуправления, определены статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, а также определены в статье 27 Устава Ангарского муниципального образования, в частности, к ним относятся осуществление последующего контроля за исполнением местного бюджета и контроля за исполнением соответствующих решений районной Думы.
Формы финансового контроля, осуществляемого представительными органами, определены статьей 265 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой представительные органы осуществляют следующие формы финансового контроля: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Определение порядка заключения соглашений о передаче полномочий органами местного самоуправления не является реализацией полномочий представительного органа по осуществлению финансового контроля в рамках бюджетных правоотношений.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района и поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
К полномочиям Думы АМО, определенным Уставом АМО, не относится принятие решений по утверждению условий соглашений о передаче полномочий администрацией АМО.
В силу изложенного Дума Ангарского муниципального образования не наделена полномочиями по утверждению условий соглашений о передаче и приеме полномочий администрацией Ангарского муниципального образования, а следовательно, пункт 2.4 "Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Ангарского муниципального образования с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Ангарского муниципального образования, о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения", утвержденного решением Думы АМО от 10.12.2012, не соответствует требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения.
Пунктами 3.1.5, 3.2.4 "Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Ангарского муниципального образования с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Ангарского муниципального образования, о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения", утвержденного решением Думы АМО от 10.12.2012, предусмотрено, что соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения подписывается после принятия Думой Ангарского муниципального образования решения об утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период либо после внесения соответствующих изменений в утвержденное решение Думы Ангарского муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Оценивая изложенные положения, суд находит их не соответствующими требованиям закона.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района (органы муниципального района), вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района (органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района) о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 15 Бюджетного кодекса РФ местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Понятие расходных обязательств определено в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, заключение соглашений о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения является в силу приведенной выше правовой нормы, основанием для включения соответствующих доходов и расходов в бюджеты муниципальных образований, а следовательно, такие соглашения не могут заключаться после принятия соответствующих бюджетов или после внесения изменений в решения о бюджете.
Таким образом, оспариваемые нормы противоречат требованиям Бюджетного кодекса РФ, нарушают права администрации АМО в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
При изложенных обстоятельствах суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования администрации Ангарского муниципального образования о признании недействующими пунктов 2.4, 3.1.5, 3.2.4 "Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Ангарского муниципального образования с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Ангарского муниципального образования, о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения", утвержденного решением Думы Ангарского муниципального образования от 10.12.2012 № 295-45рД.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление администрации Ангарского муниципального образования о признании недействующим в части решения Думы Ангарского муниципального образования удовлетворить.
Признать недействующими пункты 2.4, 3.1.5, 3.2.4 "Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Ангарского муниципального образования с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Ангарского муниципального образования, о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения", утвержденного решением Думы Ангарского муниципального образования от 10.12.2012 № 295-45рД.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 29.01.2013.
Решение вступило в законную силу 01.03.2013.
Подлинник находится в материалах гражданского дела № 2-413-13 Ангарского городского суда по заявлению администрации Ангарского муниципального образования о признании недействующим в части решения Думы Ангарского муниципального образования.

Судья
Н.Н.ШИШПОР


------------------------------------------------------------------