По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 06.02.2013 по делу N 2-676/2013 <О признании недействующим Решения Думы г. Иркутска от 01.11.2011 N 005-20-270417/1 для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории города Иркутска">



КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ИРКУТСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. по делу № 2-676/2013

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Исаковой Н.Н., при секретаре судебного заседания Кайгородовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-676/2013 по заявлению Прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации о признании решения Думы г. Иркутска № 005-20-270417/1 от 01.11.2011 (в редакции от 04.10.2012 № 005-20-380628/2) недействующим со дня принятия,

установил:

Прокурор Иркутской области обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с заявлением, в котором просил признать решение Думы г. Иркутска № 005-20-270417/1 от 01.11.2011 (в редакции от 04.10.2012 № 005-20-380628/2) "Об утверждении Порядка признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории города Иркутска" недействующим со дня его принятия.
В обоснование заявления указано, что 01.11.2011 Думой города Иркутска принято решение № 005-20-270417/1 "Об утверждении Порядка признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории города Иркутска" (далее - Порядок). Решение официально опубликовано в газете "Иркутск официальный" № 120 от 15.11.2011. Решениями Думы г. Иркутска от 02.03.2012 № 005-20-310500/2, от 06.07.2012 № 005-20-360591/2 внесены изменения.
Как следует из текста нормативно-правового акта, решением Думы определен Порядок рассмотрения комиссией заявления граждан о признании для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории города Иркутска.
Указанное Решение Думы противоречит требованиям действующего законодательства и является незаконным.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилищных помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым оно должно соответствовать, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).
Во исполнение данной нормы, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 от 28.01.2006 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
В соответствии с Положением органу местного самоуправления предоставлено право установления порядка создания комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и принятия решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, делегировав комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (пп. 7, 8).
Для реализации указанных полномочий, администрацией города Иркутска издано постановление от 27.09.2012 № 031-06-1916/12 "О межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции".
Принятое во исполнение Положения оспариваемое Решение Думы г. Иркутска от 01.11.2011 № 005-20-270417 "Об утверждении Порядка признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории города Иркутска" принято с превышением полномочий установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006.

Так, пунктом 3 раздела 2 Порядка установлено, что для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции лицу необходимо представляет в комиссию следующие документы:
- заявление от лица, уполномоченного общим собранием собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме на обращение в комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с приложением протокола такого собрания, на котором собственники и наниматели более 50 и более процентов площади жилых помещений многоквартирного дома высказались за обращение в комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в протоколе, составленном в произвольной форме и подписанной всеми участниками общего собрания собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, отражаются полные данные о лице, уполномоченном на обращение с вышеуказанным заявлением, информация о присутствовавших на общем собрании собственниках и нанимателях с указанием их статуса, общем количестве жилых помещений в многоквартирном доме, общем количестве жилых помещений, собственники либо наниматели которых присутствовали на общем собрании собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, общем количестве жилых помещений, собственники либо наниматели которых высказались за обращение в комиссию с вышеуказанным заявлением);
- нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, собственники либо наниматели которых голосовали за обращение в комиссию;
- технические паспорта и планы жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, собственники либо наниматели которых голосовали за обращение в комиссию.
Указанная норма противоречит пункту 42 Положения. В данной норме права не содержится обязательных требований о волеизъявлении собственников и нанимателей 50 и более процентов площади жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
Кроме того, требование об обращении в комиссию лица, уполномоченного общим собранием жителей дома (собственников и нанимателей), является трудновыполнимым и завышенным, создает препятствия для реализации принадлежащих гражданину прав на безопасность жилого помещения, пользование жилым помещением с учетом требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 17 ЖК РФ).
Низкий уровень обеспеченности граждан, которые составляют основную часть жителей ветхих и аварийных домов, а также устоявшийся менталитет, при котором собственники многоквартирных домов не в состоянии эффективно и согласовано решать подобные вопросы, приводят к тупиковой ситуации.
Порядком не предусмотрена процедура проведения собрания собственников и нанимателей помещений в жилом доме, что является поводом для злоупотреблений правом, может вызвать предоставление в комиссию недостоверных сведений о проведении общего собрания. Не защищены права граждан, у которых квартира находится в долевой собственности или по договору социального найма.
Положением предусмотрена возможность признания дома аварийным по заявлению одного собственника (нанимателя) жилого помещения в многоквартирном доме и волеизъявления большинства жителей для этого не требуется.
Несмотря на то, что процедура обращения отдельных граждан в комиссию усложнена, пунктом 4 раздела 2 Порядка предоставлена возможность администрации города являться самостоятельным заявителем, без учета мнения жильцов дома и проведения общего собрания.
Данная норма дает преимущество администрации города перед остальными собственниками, нанимателями жилых помещений в доме при решении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным, поскольку упрощает порядок обращения в комиссию (не требует проведения общего собрания), кроме того, у администрации города, несомненно, больше возможностей для получения заключения специализированной организации, поскольку п. 4 Порядка предусмотрено, что для этого требуется провести инженерно-техническое обследование, которое обеспечивает комитет по управлению округом.
Не соответствует Положению пункты 8, 11 раздела 2 Порядка. Согласно п. 3 на комиссию возложена обязанность запрашивать в Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области информацию о включении жилого помещения (многоквартирного дома) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Частью 2 пункта 11 Порядка предусмотрено, что решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не может быть принято в отношении многоквартирного дома, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. При этом в отношении помещений, расположенных в многоквартирном доме, включенном в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, могут быть приняты решения о несоответствии указанных помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Между тем, положение, утв. Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 не содержит ограничений, предусмотренных в Порядке, для домов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Пунктом 13 раздела 2 Порядка предусмотрена возможность принятия межведомственной комиссией решения о дополнительном обследовании помещения (многоквартирного жилого дома). При этом, основания принятия такого решения нормативным актом не определены. В частности, данной нормой Порядка предусмотрено, что комиссия может принять решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения. При необходимости такое решение принимается вместе с технико-экономическим обоснованием. Понятие "при необходимости" относится к категориям оценочного характера.
Пункты 2 и 3 раздела 2 Порядка содержат обременительные требования для заявителя. Этими пунктами предусмотрена обязанность заявителя представить нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение.
Прокурор полагал заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представители Прокурора Иркутской области Мещерякова М.В., Слинкова Н.А. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Думы г. Иркутска Мельников А.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на требования прокурора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статья 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованном в установленном порядке нормативно-правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что 01.11.2011 Думой города Иркутска принято решение № 005-20-270417/1 "Об утверждении Порядка признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории города Иркутска". Решение официально опубликовано в газете "Иркутск официальный" № 120 от 15.11.2011. Решениями Думы г. Иркутска от 02.03.2012 № 005-20-310500/2, от 06.07.2012 № 005-20-360591/2 внесены изменения.
Как следует из текста нормативно-правового акта, решением Думы определен Порядок рассмотрения комиссией заявления граждан о признании для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории города Иркутска.
Полагая, что указанное Решение Думы противоречит нормам действующего законодательства прокурор обратился в суд.
При разрешении заявленных требований суд учитывает следующее.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 5 ЖК РФ), такие правовые акты не могут противоречить Жилищному кодексу РФ (п. 8 ст. 5 ЖК РФ).
Часть 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт г. Иркутска регулирует отношения в сфере жилищного законодательства, он не может противоречить федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление муниципального жилищного контроля;
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены исключительные полномочия городского округа по разрешению вопросов местного значения - обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с чч. 3, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 от 28.01.2006 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
В соответствии с Положением органу местного самоуправления предоставлено право установления порядка создания комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и принятия решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, делегировав комиссии полномочия по оценке и соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, (пп. 7, 8).
Для реализации указанных полномочий, администрацией города Иркутска издано постановление от 27.09.2012 № 031-06-1916/12 "О межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции".
Из содержания вышеуказанных норм права о полномочиях органов местного самоуправления в области жилищных отношений не усматривается право органов местного самоуправления на установление порядка, в том числе в первоочередном порядке признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Такое право предоставлено исключительно органам государственной власти Российской Федерации и законодательно закреплено в п. 11 ст. 12, чч. 3, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, органы местного самоуправления лишь вправе определять порядок создания комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и принятия решения о признании частных жилых помещений, находящихся на территории муниципального образования, пригодными (непригодными) для проживания граждан, делегировав комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
На основании требований части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативно правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган и должностное лицо, принявшее оспариваемый акт.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принять нормативные правовые акты, предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Согласно п. 24 Постановления Пленума в случае, если суд установит, что порядок принятия оспариваемого акта соблюден, он должен проверить соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверив, в соответствии с вышеуказанными нормами порядок принятия Думой г. Иркутска решения № 005-20-270417/1 от 01.11.2011 (в редакции от 04.10.2012 № 005-20-380628/2) "Об утверждении Порядка признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории города Иркутска", суд полагает, что органом местного самоуправления Думой г. Иркутска данное решение принято за пределами предоставленными ей федеральным законом полномочий, а именно ст. 14 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006.
Кроме того, отдельные пункты оспариваемого решения противоречат федеральному законодательству.
Не соответствует Положению пункты 8, 11 раздела 2 Порядка. Согласно п. 3 на комиссию возложена обязанность запрашивать в Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области информацию о включении жилого помещения (многоквартирного дома) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Частью 2 пункта 11 Порядка предусмотрено, что решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не может быть принято в отношении многоквартирного дома, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. При этом в отношении помещений, расположенных в многоквартирном доме, включенном в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, могут быть приняты решения о несоответствии указанных помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Между тем, положение, утв. Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 не содержит ограничений, предусмотренных в Порядке, для домов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Пунктом 13 раздела 2 Порядка предусмотрена возможность принятия межведомственной комиссией решения о дополнительном обследовании помещения (многоквартирного жилого дома), что не предусмотрено Положением.
Пункты 2 и 3 раздела 2 Порядка содержат обременительные требования для заявителя. Этими пунктами предусмотрена обязанность заявителя представить нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, что не предусмотрено Положением.

Так, пунктом 3 раздела 2 Порядка установлено, что для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо необходимо представляет в комиссию следующие документы:
- заявление от лица, уполномоченного общим собранием собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме на обращение в комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с приложением протокола такого собрания, на котором собственники и наниматели 50 и более процентов площади жилых помещений многоквартирного дома высказались за обращение в комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в протоколе, составленном в произвольной форме и подписанной всеми участниками общего собрания собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, отражаются полные данные о лице, уполномоченном на обращение с вышеуказанным заявлением, информация о присутствовавших на общем собрании собственниках и нанимателях с указанием их статуса, общем количестве жилых помещений в многоквартирном доме, общем количестве жилых помещений, собственники либо наниматели которых присутствовали на общем собрании собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, общем количестве жилых помещений, собственники либо наниматели которых высказались за обращение в комиссию с вышеуказанным заявлением);
- нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, собственники либо наниматели которых голосовали за обращение в комиссию;
- технические паспорта и планы жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, собственники либо наниматели которых голосовали за обращение в комиссию.
Указанная норма противоречит пункту 42 Положения. В данной норме права не содержится обязательных требований о волеизъявлении собственников и нанимателей 50 и более процентов площади жилых помещений в многоквартирном жилом доме. Положением предусмотрена возможность признания дома аварийным по заявлению одного собственника (нанимателя) жилого помещения в многоквартирном жилом доме, и волеизъявления большинства жителей для этого не требуется.
При закреплении такого положения в муниципальном нормативном правовом акте, органом местного самоуправления нарушен принцип равенства (ст. 19 Конституции РФ), при этом жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
Поскольку обжалуемое решение противоречит федеральному законодательству (ст. 14 Жилищного кодекса РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ № 47 от 28.01.2006), принято Думой г. Иркутска с превышением своих полномочий, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания его недействующим.
Доводы представителя Думы г. Иркутска о том, что данный порядок распространяется только на имущество находящееся в муниципальной собственности не обоснованы. Так в п. 1 Порядка указано, что данный Порядок установлен в отношении частных жилых помещений и жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов, в которых расположены частные жилые помещения и (или) жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Как указано в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемое Решение Думы г. Иркутска со дня его принятия применялось, суд полагает правомерным признать оспариваемое решение недействующим со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Прокурора Иркутской области - удовлетворить.
Признать Решение Думы г. Иркутска № 005-20-270417/1 от 01.11.2011 (в редакции от 04.10.2012 № 005-20-380628/2) "Об утверждении Порядка признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории города Иркутска" не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 07.02.2013.

Председательствующий
Н.Н.ИСАКОВА


------------------------------------------------------------------